Двигатель внутреннего сгорания будет занимать доминирующую долю рынка во всех сегментах до 2035 года с ростом доли электрических и гибридных автомобилей. При этом приоритетными регионами для использования электромобилей и электробусов будут крупные мегаполисы и южные регионы, способные обеспечить создание зарядной инфраструктуры. Прогнозная структура рынка автомобильной отрасли для всех сценариев приведена в приложении N 3.
На краткосрочном и среднесрочном этапах приоритетом с точки зрения направления государственной поддержки должна стать локализация компонентной базы и материалов для автомобильной промышленности, включая поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Для обеспечения конкурентоспособности российской автомобильной отрасли на мировом уровне к 2030 - 2035 годам и возможности экспорта технологий необходимо направлять государственную поддержку (не менее 15 - 20 процентов в 2022 - 2025 годах и 20 - 25 процентов в 2026 - 2030 годах) на создание электрических и других перспективных автомобилей (включая возмещение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, локализацию компонентов, развитие инфраструктуры для использования транспорта, инфраструктуры для проведения испытаний, развитие компетенций и инфраструктуры для утилизации тяговых батарей). После 2030 года объем государственной поддержки сегмента электрических и других автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива, должен сравняться с сегментом автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. При этом инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в части электрических автомобилей и автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива, будут постепенно наращиваться на краткосрочном этапе с дальнейшим увеличением на среднесрочном и долгосрочном этапах.
Приоритетным направлением развития сегмента легковых автомобилей является достижение высокого уровня локализации и развитие инновационных технологий для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в массовом сегменте до 2026 года и развитие производства электромобилей в среднесрочном и долгосрочном этапах.
До конца 2025 года основной задачей является создание отдельных моделей автомобилей с уровнем локализации не ниже 80 процентов, при этом доля продукции российских производителей должна составить не менее 60 процентов в объеме продаж. К 2035 году в сегменте легковых автомобилей доля автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет составлять 70 - 80 процентов, доля электромобилей - 20 - 30 процентов.
Целевые доли экспорта легковых автомобилей в объеме производства составят в 2025 году 3 процента, в 2030 году - 10 процентов, в 2035 году - 15 процентов. Приоритетными направлениями экспорта являются государства - члены Европейского союза, страны Африки, Азии и Латинской Америки и другие страны с развивающейся экономикой.
Для стимулирования локализации компонентной базы необходимо наращивание объема выпуска автомобилей на одной платформе.
Приоритетными для предоставления государственной поддержки являются платформы, соответствующие следующим критериям:
целевой объем продаж и глубина локализации компонентов, добавленная стоимость, в том числе в смежных отраслях;
возможность унификации компонентной базы, технологий производства и материальной базы поставщиков компонентов;
заявленный объем экспорта автомобилей и (или) компонентов из Российской Федерации;
закрепление за российскими юридическими лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности, возникающих в связи с реализацией проектов по созданию критически важных технологий в автомобильной промышленности и (или) производств критически важных компонентов.
Основным направлением развития сегмента легких коммерческих автомобилей является создание локального производства 2 - 3 семейств автомобилей, способных обеспечить весь спектр потребностей российского бизнеса в сегменте легких коммерческих автомобилей.
Доля продукции российских производителей на рынке легких коммерческих автомобилей должна достигнуть не менее 75 процентов к концу 2025 года. К 2035 году в сегменте легких коммерческих автомобилей доля автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет составлять 60 - 70 процентов, доля электромобилей - менее 20 процентов.
Целевые доли экспорта легких коммерческих автомобилей в объеме производства составят в 2025 году 4 процента, в 2030 году - 15 процентов, в 2035 году - 25 процентов. Приоритетными направлениями экспорта являются государства - члены Европейского союза, Азии и Латинской Америки и другие страны с развивающейся экономикой.
Критерии отбора проектов для предоставления государственной поддержки аналогичны критериям отбора в сегменте легковых автомобилей.
Основным направлением развития сегмента грузовых автомобилей является создание локального производства 2 - 3 семейств автомобилей, способных обеспечить весь спектр потребностей российского бизнеса в сегменте грузовых автомобилей.
Доля продукции российских производителей на рынке грузовых автомобилей должна достигнуть не менее 80 процентов к концу 2025 года. К 2035 году в сегменте грузовых автомобилей доля автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет составлять 60 - 70 процентов, доля электромобилей - менее 15 процентов.
Целевые доли экспорта грузовых автомобилей в объеме производства составят в 2025 году 4 процента, в 2030 году - 15 процентов, в 2035 году - 25 процентов. Приоритетными направлениями экспорта являются государства - члены Европейского союза, страны Африки, Азии и Латинской Америки и другие страны с развивающейся экономикой.
Критерии отбора проектов для предоставления государственной поддержки аналогичны критериям отбора в сегменте легковых автомобилей.
Основным направлением развития сегмента автобусов является локализация производства 2 - 3 семейств автобусов, способных обеспечить весь спектр потребностей субъектов Российской Федерации в автобусах.
Доля продукции российских производителей на рынке автобусов должна достигнуть не менее 90 процентов к концу 2025 году. К 2035 году в сегменте автобусов доля автобусов с двигателями внутреннего сгорания составит 45 процентов, доля автобусов с двигателями внутреннего сгорания на метане - 35 процентов, доля электробусов - 20 процентов.
Целевые доли экспорта автобусов в объеме производства составят в 2025 году 8 процентов, в 2030 году - 15 процентов, в 2035 году - 25 процентов. Приоритетными направлениями экспорта являются государства - члены Европейского союза, страны Африки, Азии и Латинской Америки и другие страны с развивающейся экономикой.
Критерии отбора проектов для предоставления государственной поддержки аналогичны критериям отбора в сегменте легковых автомобилей.
Основными направлениями развития производства компонентов для автомобилей являются:
развитие российских поставщиков автокомпонентов 1-го уровня, обеспечивающих снабжение по критичной номенклатуре для локализированных и российских платформ или совместных предприятий с участием российского капитала на базе зарубежных технологий;
развитие российских поставщиков автокомпонентов 2-го и 3-го уровней, производителей сырья и материалов для автокомпонентов, а также привлечение международных поставщиков для локализации в Российской Федерации;
удовлетворение спроса на компоненты для целей проведения технического обслуживания автомобилей;
создание инфраструктуры для испытания и сертификации компонентов, субкомпонентов, сырья и материалов по международным стандартам в соответствии с требованиями иностранных автопроизводителей и поставщиков компонентов;
развитие компетенций и кадрового потенциала российских производителей автомобильных компонентов в части технологий разработки, прототипирования, испытаний, постановки на производство, метрологического обеспечения, менеджмента качества изготавливаемых компонентов (материалов, деталей, узлов и агрегатов), а также маркетинга для глобальных рынков, в том числе через создание национальных центров компетенций.
Основными направлениями локализации в сегменте автомобилей с двигателем внутреннего сгорания являются двигатель и его системы, трансмиссия, шасси, кузов и его оборудование, электрика и электроника, системы безопасности, цифровые платформы.
В сегменте электрических и гибридных автомобилей дополнительными направлениями для локализации должны стать тяговая батарея, компоненты и материалы для тяговой батареи, электрический двигатель, силовая электроника и система управления. Также необходимо локализовать производство оборудования для развития зарядной инфраструктуры.
Для локализации компонентов может использоваться любой из следующих основных источников технологий и интеллектуальных прав на них (в порядке убывания):
российские разработки на основе российских технологий;
российские разработки на основе зарубежных технологий;
заказ разработки технологий за рубежом с получением прав на использование и развитие;
иностранные разработки, полученные в рамках совместных предприятий.
Основными условиями доступа на рынок иностранных компаний в режиме наибольшего благоприятствования и производителей компонентов 1-го уровня являются:
создание совместного предприятия с российским партнером, в котором контрольный пакет акций принадлежит российскому партнеру;
закрепление за совместным предприятием или российским партнером интеллектуальных прав, включая право внесения изменений в конструкцию и технологии;
достижение целевых уровней локализации закупок узлов, компонентов, субкомпонентов и материалов в размере 80 - 90 процентов;
интеграция российских поставщиков компонентов в закупки иностранных автопроизводителей на глобальном уровне.
Решение о наиболее оптимальном источнике технологий должно приниматься индивидуально для каждого компонента и материала на основе оценки, который учитывает все ключевые факторы, включая затраты и сроки получения технологии.
Для поставщиков материалов ключевым инструментом локализации должно стать развитие национальных производителей на базе действующих крупных производств.
В связи с необходимостью обеспечения ремонта находящихся в эксплуатации импортных автомобилей, а также автомобилей, произведенных иностранными компаниями, приостановившими или прекратившими свою деятельность в Российской Федерации, требуется проработать вопрос об организации восстановления их отработавших компонентов, для чего необходимо обеспечить импорт отдельных изнашиваемых элементов указанных компонентов, а также разработать нормативную документацию, устанавливающую требования к характеристикам восстановленных компонентов и условиям их восстановления.
В течение 2022 - 2025 годов необходимо создать прозрачную систему поддержки развития крупных, средних и малых поставщиков, включая национальные и совместные предприятия, в том числе разработать различные формы софинансирования затрат на следующие мероприятия:
инвестиции в расширение и (или) модернизацию производственного оборудования, оснастку, а также приобретение лицензий для производства на территории Российской Федерации компонентов, субкомпонентов, материалов;
организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (включая испытания), сертификация и валидация компонентов, субкомпонентов, материалов для поставок иностранным и российским автопроизводителям;
развитие национальных компетенций в области организации и управления производством, инжиниринга и маркетинга, подготовки и повышения квалификации персонала для производителей компонентов;
разработка и внедрение программ повышения эффективности производства (оптимизация процессов, внедрение бережливого производства), в том числе с привлечением сторонних организаций.
Основными принципами выделения государственной поддержки являются обеспечение масштаба производства автомобилей и компонентов для инвестиционной привлекательности глубокой локализации, наиболее эффективное обеспечение возможности экспорта продукции из Российской Федерации. Применение этих принципов обеспечит взаимосвязь объемов государственной поддержки и фактического уровня локализации продукции, которую необходимо закрепить в отраслевой нормативной базе.
Инструментом повышения инвестиционной привлекательности проектов по разработке и локализации производства компонентов является установление высоких импортных пошлин или иных барьеров для импорта.
Приоритетными для государственного софинансирования являются проекты, которые выполняют требования по унификации компонентой базы. Требования по унификации должны охватывать компонентную базу, технологии и материальную базу производства компонентов или материалов как внутри сегментов рынка, так и между сегментами.
Кроме того, будут проработаны и введены в действие параметры условий участия иностранных инвесторов в инвестиционных отраслевых проектах, прямо или косвенно пользующихся государственной поддержкой, где одним из ключевых требований будет закрепление за российскими юридическими лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности, возникающих в связи с реализацией проектов по созданию критически важных технологий в автомобильной промышленности и (или) производств критически важных автомобильных компонентов.
Решения о количестве поддерживаемых производителей компонентов должны приниматься индивидуально для каждого компонента в зависимости от потенциальных объемов производства автомобилей с его использованием.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей