107.4. Разделы программы воспитания
107.4.1. Пояснительная записка с указанием статуса документа, его места в комплексе программно-методического обеспечения воспитательного процесса образовательной организации.
107.4.2. Раздел "Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса": в разделе сжато прописываются специальные условия реализации программы воспитания, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом возрастных особенностей. Рабочая программа воспитания разрабатывается на весь период получения общего образования или на один из этапов. В разделе конкретизируются особенности предметно-пространственной воспитательной среды образовательной организации, социальной среды, применение специальных методов, средств, технологий.
107.4.2.1. В разделе рассматриваются особенности организации воспитательного процесса в новых образовательных условиях, в условиях развития цифровой сетевой коммуникации и взаимодействия между всеми участниками воспитательной работы.
107.4.2.2. В разделе могут быть указаны разделяемые педагогическим коллективом ведущие подходы к организации воспитательного процесса и особенности их реализации (например, коммуникативно-деятельностный, индивидуально-дифференцированный и другие).
107.4.2.3. Приведен перечень принципов воспитательной работы, используемых в образовательной организации. За основу могут быть взяты следующие принципы воспитания:
культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;
последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;
поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая (в соответствии с реальным уровнем возможностей).
107.4.2.4. В разделе описываются традиции воспитания, сложившиеся в образовательной организации, особенности школьного уклада.
Отдельным пунктом необходимо указать способы реализации воспитательной работы с обучающимися, обучающимися на дому, которые находятся на длительном лечении и других групп, нуждающихся в особом внимании и вовлечении в целенаправленный воспитательный процесс. Описывается специфика использования ЭОР и дистанционных образовательных технологий при решении воспитательных задач.
107.4.2.5. В разделе указываются организационные условия вовлечения семей, воспитывающих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в единый воспитательных процесс, в том числе взаимодействие с общественными родительскими организациями (региональными отделениями ВОРДИ и другими).
107.4.2.6. Значимая составляющая современной системы воспитательной работы - конструктивное взаимодействие образовательной организации с родительскими сообществами и общественными организациями лиц с инвалидностью (региональных отделений ВОРДИ, всероссийская организация глухих (ВОГ), всероссийская организация слепых (ВОС), РООИ "Перспектива", Фонд "Радость детства", Фонд поддержки слепоглухих "Соединение", Фонд "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых обучающихся", Фонд "Живые сердца", Фонд "Творческое объединение круг" и другими).
107.4.2.7. В разделе указываются также принятые в образовательной организации способы организации инклюзивных и (или) интегрированных форматов реализации воспитательной работы с указанием организаций-партнеров. Следует отметить, что в разделе описываются общие направления работы, конкретизация, а именно перечень организаций-партнеров, может приводиться в календарном плане и допускает изменения и дополнения.
107.4.3. Раздел "Цель и задачи воспитания" указываются общие и коррекционно-развивающие цели и задачи воспитательной работы, связанные с особыми образовательными потребностями обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
107.4.3.1. Описывается видение школой связи воспитательных и коррекционно-обучающих задач, задач трудового обучения. Указывается механизм (способ) их интеграции в практике работы образовательной организации на этапе реализации АООП.
107.4.3.2. Необходимо учесть и указать, как соблюдается принцип преемственности в целях и задачах воспитания на всех уровнях образования при построении непрерывного образовательного маршрута обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Формулирование цели воспитания в образовательной организации исходит из разделяемого и принимаемого воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.
Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
107.4.3.3. Цель воспитания в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей в доступном для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития объеме (в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии позитивных отношений обучающихся к этим общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего школьного коллектива, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей.
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья.
В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.
107.4.3.4. Приоритетные ценностные отношения:
к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;
к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине;
к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;
к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
107.4.3.5. Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее достижению. Такими задачами могут быть:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного проведения и организации;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;
использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;
максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения;
развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность в решении воспитательных задач.
выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность на доступном для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития уровне;
организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром профессий;
развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.
107.4.3.6. Рабочая программа воспитания является компонентом АООП, то при описании ожидаемых результатов необходимо учитывать взятый за основу системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода цель воспитания должна быть описана не через задачи педагогического работника, а через планируемые личностные результаты обучающихся. Речь идет об описание портрета обучающегося по завершении этапа обучения по АООП, который формулируется исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и реальных возможностей обучающихся.
В разделе описываются специальные требования к личностным результатам ("формирования и развития жизненной компетенции"), достигаемые в процессе воспитания при интеграции воспитательной работы с коррекционно-развивающим обучением.
107.4.4. Раздел "Виды, формы и содержание деятельности", в котором приводятся специальные условия включения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в единый воспитательный процесс, описываются конкретные механизмы достижения планируемых результатов воспитательной деятельности. Рекомендуется наполнить этот раздел инвариантными и вариативными модулями. Каждый модуль должен соотноситься с поставленными задачами воспитания, быть ответом на актуальный запрос в освоении обучающимися культуры взаимодействия с окружающим миром при учете специфики их психофизического, речевого и социально-эмоционального развития, на ожидания семьи и общества.
Инвариантные модули: "Классное руководство", "Школьный урок", "Курсы внеурочной деятельности" в рамках двух направлений:
1) коррекционно-развивающие занятия;
2) общеразвивающие занятия в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности, сотрудничество с семьей обучающегося, "знакомство с профессиями".
Образовательная организация может выбрать один или несколько вариативных модулей из предложенных в федеральной рабочей программе воспитания или разработать свои, поскольку особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития индивидуальны, условия среды и доступные ресурсы в образовательных организациях различаются. Перечень вариативных модулей: "ключевые общешкольные дела и события", "детско-взрослые сообщества", "образовательные путешествия и экскурсии", "организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды", "взаимодействия с родительскими сообществами", "взаимодействие с социальными партнерами", "интеграция общего и дополнительного образования".
Содержание деятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по программе воспитания адаптируется с учетом их психофизических особенностей и возможностей.
Выделяются виды, формы и содержание доступных и полезных обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместных мероприятий с нормотипичными (здоровыми) обучающимися и взрослыми. Выделяются направления, связанные с культурой взаимного уважения между людьми, культурой заботы о себе и навыки самостоятельности, обеспечивающие максимально доступную ребенку свободу в бытовом и социальном аспектах.
107.4.4.1. Модуль "Классное руководство": в контексте воспитательной работы с классом.
Классный руководитель (воспитатель, куратор, наставник, тьютор):
организует работу по созданию коллектива (группы);
осуществляет индивидуальную воспитательную работу с обучающимися;
взаимодействует с другими педагогическими работниками, специалистами коррекционно-развивающего профиля, педагогами дополнительного образования, работающими с обучающимися данного класса (группы);
выносит проблемные ситуации в рамках воспитательной работы на обсуждение психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
включает в совместную воспитательную работу родителей (законных представителей) обучающихся или их законных представителей; корректно привлекает братьев и сестер обучающегося при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и иных значимых школьных дел;
совместно с администрацией образовательной организации планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.
Виды и формы деятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптируются с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей):
а) на уровне воспитательной работы с классом (группой):
инициирование и поддержка участия класса (группы) в общешкольных ключевых делах и событиях;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося совместных дел с другими обучающимися его класса;
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями); празднования в классе (группе) дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами совместно со взрослыми поздравления, микромероприятия;
выработка законов и правил класса (группы), помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации;
развитие и поддержка взаимопомощи обучающихся как в вопросах самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач.
б) на уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса (группы) через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и специалистами, работающими с ребенком;
поддержка обучающегося в решении важных для него проблем и задач;
индивидуальная работа с обучающимися класса (группы), направленная на формирование их личных портфолио;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями).
в) взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса (группы):
регулярные консультации классного руководителя с другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешения конфликтов между педагогическими работниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение других педагогических работников и специалистов к участию во внутриклассных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение других педагогических работников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся;
участие в работе психолого-педагогического консилиума.
г) взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках воспитательной работы:
регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса (группы) в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля;
организация родительских собраний, происходящих в разных формах (круглый стол, дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания обучающихся;
коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и мероприятий класса;
организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества.
107.4.4.2. Модуль "Школьный урок", реализация воспитательного потенциала которого может включать следующую деятельность:
а) на уровне воспитательной работы с группой обучающихся, объединенной в школьный класс:
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих материалов для обсуждения в классе;
применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их реальным возможностям форм организации: дидактических материалов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; работы в парах, которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с другими обучающимися. Следует отметить, что особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также индивидуальные особенности, семейная ситуация, напрямую влияют на выбор учителем образовательных технологий и методик урока. Воспитательный компонент проявляется, в первую очередь, не "набором" эффектных педагогических техник, а постепенным и последовательным введением того или иного принятого обучающимися и понятного обучающимся правила поведения на уроке, стиля коммуникации его участников, способности радоваться успехам других и признавать их, рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогическим работником и обучающимися, искренней заинтересованностью педагогического работника в успехах обучающихся, оказания им поддержки, педагогической чуткостью и профессионализмом;
введение отдельных предметов, способствующих формированию у обучающихся представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира (традиционные предметы, в рамках блока "Жизненная компетенция", а также "Безопасное поведение в сети");
использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных (цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
организация взаимопомощи обучающихся друг другу в рамках урочной деятельности.
б) на уровне взаимодействия педагогических работников-предметников, педагогических работников дополнительного образования и специалистов коррекционно-развивающего профиля:
ведение совместных "педагогических дневников", "методических копилок", например, в виде таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые ребенком, педагогические находки, предпочитаемые обучающимися способы работы, адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных обучающихся;
разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых "бинарных уроков", включающих педагога-предметника и специалистов коррекционно-развивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач;
по согласованию с педагогом дополнительного образования "срежиссированная" опора в процессе урока на знания и умения обучающегося, его личностные образовательные результаты, достигнутые в условиях дополнительного образования (посещение кружков, студий, секций).
в) на уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами.
При наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в мастерские; урок-соревнование).
107.4.4.3. Модуль "Внеурочная деятельность" в рамках двух направлений (коррекционно-развивающих и общеразвивающих занятий) в соответствии с основными направлениями является неотъемлемым компонентом АООП.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием, так как входит в адаптированную основную образовательную программу образовательной организации, а не организации, реализующей программы дополнительного образования.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный N 61573).
Содержание коррекционно-развивающей области должно быть представлено обязательными коррекционными курсами в соответствии с АООП. Содержание коррекционной и коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
107.4.4.4. Модуль "Сотрудничество с семьей, воспитывающей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития" ориентирован на создание условий для вовлечения как родителей (законных представителей) обучающихся, так и их сестер и братьев (при наличии).
Взаимодействие с семьей выстраивается на признании принципов взаимного уважения и разделенной ответственности за процесс и результат воспитательной работы.
общешкольные родительские комитеты и Управляющие советы образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов и интересных для родителей экспертов;
родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
семейные консультации, на которых родители (законные представители) могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении проблемных ситуаций;
плановое участие родителей (законных представителей) в работе психолого-педагогических консилиумах образовательной организации с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).
107.4.4.5. Модуль "Знакомство с профессиями".
Деятельность педагогического коллектива по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития с миром доступных профессий, организацию доступных профессиональных проб.
профориентационные игры, расширяющие представления обучающихся о существующих профессиях;
экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о доступных профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии, о возможных видах трудовой занятости;
организация доступных профессиональных проб, в том числе в рамках трудовой занятости;
организация фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром доступных профессий, вариантов трудовой занятости.
Вариативные модули описывают те направления воспитательной работы, которые, по мнению образовательной организации, имеют воспитательный потенциал, служат ответом на запросы и потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и воспитывающих их семей, а также гармонично вписываются в школьный уклад.
107.4.4.6. Вариативный модуль "Ключевые общешкольные дела и события" включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, спортивные состязания), в которых так или иначе участвует вся образовательная организация. В рамках решения воспитательных задач чрезвычайно важен этап планирования постепенного включения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на обучающегося, так и о его понимании смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для образовательной организации мероприятие.
107.4.4.7. Вариативный модуль "Образовательные путешествия и экскурсии", реализованный с учетом актуальных возможностей здоровья и особых потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, поможет обучающимся расширить кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
107.4.4.8. Вариативный модуль "Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды" поможет включить обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР не только в освоение возможностей открытой безбарьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильное участие в ее обустройстве.
Окружающая обучающегося предметно-пространственная, эстетическая среда образовательной организации, при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в АООП, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды. Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, запроса семьи и ресурсов образовательной организации.
107.4.4.9. Вариативный модуль "Интеграция общего и дополнительного образования" предполагает активное взаимодействие образовательной организации с педагогическими работниками, ведущими занятия в студиях, кружках или секциях, соорганизацию рабочих программ на уровне совместного выстраивания индивидуальной траектории личностных достижений обучающегося, его образовательных проб, обмен удачными педагогическими находками.
Образовательная организация может разработать свои вариативные модули или один вариативный модуль или совместить собственный вариативный модуль и предложенный в данной программе.
107.4.4.10. Вариативный модуль "Взаимодействия с родительскими сообществами" позволяет образовательной организации выстроить максимально адресную совместную воспитательную работу согласно родительским ожиданиям, запросам, а также профессиональным интересам и возможностям конкретного педагогического коллектива. Родительские сообщества могут объединять как семьи, воспитывающие обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, так и носить смешанный характер (региональные отделения ВОРДИ), а также организовываться по принципу принадлежности к образовательной организации, округу, региону.
107.4.4.11. Вариативный модуль "Взаимодействие с социальными партнерами" позволяет образовательной организации использовать ресурс межведомственного взаимодействия с объединениями культуры, театрами, музеями, медицинскими организациями, спортивными федерациями в рамках целенаправленной воспитательной деятельности.
107.4.5. Раздел "Самоанализ воспитательной работы", который показывает, как именно образовательная организация планирует фиксировать, анализировать и осмыслять качества среды, способствующей решению задач воспитания.
107.4.5.1. В разделе приводятся ключевые направления самоанализа, используемые организационные формы, психолого-педагогический и управленческий аспекты. В рабочей программе воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития описываются не достигнутые личностные результаты обучающихся, а дается обзор основных направлений внутренней экспертизы, проводимой образовательной организацией, возможно описание инструментов самоанализа (методов, технологий, конкретных приемов), которые использует образовательная организация в рамках данной деятельности.
107.4.5.2. В разделе должны быть указаны направления самоанализа воспитательной работы, которые выделяет образовательная организация, способы его осуществления, педагогический и управленческий инструментарий, приведены критерии достижения планируемых результатов воспитательной работы.
107.4.5.3. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Анализируется информационно-медийное сопровождение воспитательной работы (при наличии), деятельность методических служб образовательной организации.
107.4.5.4. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на культуру взаимного уважения всех участников воспитательной работы;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими целей и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания, в котором участвует семья, образовательная организация и другие социальные институты, так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся;
принцип партнерского взаимодействия с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, согласно которому обобщенные результаты самоанализа необходимо тактично и корректно обсудить с родительским сообществом образовательной организации, а по поводу динамики личностных результатов обучающихся сопоставить наблюдения родителей (законных представителей) и педагогических работников в индивидуальной беседе (по возможности).
107.4.5.5. Направления самоанализа воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей АООП:
Направление 1. Результаты воспитания и социализации обучающихся во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся с умственной отсталостью.
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с привлечением специалистов коррекционно-развивающего профиля, педагога-психолога, тьюторов с обсуждением результатов анализа на заседании методического объединения классных руководителей, психолого-педагогическом консилиуме (или педагогическом совете образовательной организации).
Ведущим способом получения информации о результатах воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является педагогическое наблюдение, дополнительные способы включают в себя беседу с родителями (законными представителями) по заранее разработанному плану, согласованному с педагогом-психологом; беседу с педагогом дополнительного образования (если ребенок посещал объединения дополнительного образования, студии, кружки, секции).
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: Какова динамика личностного развития обучающихся: каковы ожидаемые и реальные результаты воспитательной работы? Каковы главные достижения обучающихся, с точки зрения педагогических работников и специалистов? Какие проблемы воспитательного характера удалось решить в течение учебного года и что помогло в этой работе? Каковы дефициты в воспитательной работе образовательной организации? Появились ли новые проблемы воспитательного характера? Каковы направления решений этих проблем? Какая помощь и какие ресурсы для этого нужны педагогическим работникам?
Направление 2. Качества воспитательной среды в образовательной организации.
Рекомендуется каждый год выбирать одно из направлений анализа воспитательной среды образовательной организации, реализующей АООП, в ее взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью. Это могут быть следующие направления:
связанные с характером и наличием вариативной работы с родителями (законными представителями), семьями, воспитывающими обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая их нормотипичных братьев и сестер;
с развитием детско-взрослых сообществ в условиях образовательной организации;
с интеграцией общего и дополнительного образования в рамках решения достижения личностных образовательных результатов обучающихся;
с анализом характера общения обучающихся друг с другом и педагогическими работниками, как в урочной, так и во внеурочной работе;
наличие и эффективность сетевого и межведомственного взаимодействия;
развитие эстетической предметно-пространственной и социальной безбарьерной среды, привлечение обучающихся и родительских сообществ к реализации этого направления;
развитие системы наставничества в образовательной организации.
По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу образовательной организации осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.
107.4.6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого обучающегося и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей обучающегося-инвалида, путем организации и проведения различных мероприятий:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей