Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

87.10. Общие аспекты реализации особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями психофизического развития: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе

87.10. Общие аспекты реализации особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями психофизического развития: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

87.10.1. Время начала образования: предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию обучающегося с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

87.10.2. Содержание образования: учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося обучающегося. (Например, предметы: "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек"; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий).

87.10.3. Создание специальных методов и средств обучения: обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося обучающегося (например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов).

87.10.4. Особая организация обучения: учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, обучающиеся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно ("пошагово") понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.

87.10.5. Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте.

87.10.6. Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста. Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских. С учетом трудностей переноса сформированных действий в новые условия названный аспект особенно актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра жизненных компетенций.

87.10.7. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогических работников, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей (законных представителей) обучающегося с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого обучающегося, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

87.11. К особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;

научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

пролонгация сроков получения образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;

обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;

развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.

87.12. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с ТМНР, обеспечивается:

существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;

созданием оптимальных путей развития;

использованием специфических методов и средств обучения;

дифференцированным, "пошаговым" обучением;

обязательной индивидуализацией обучения (обучение по специальной индивидуальной программе развития);

формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

учетом типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся;

обеспечением индивидуального клинико-психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с учетом особенностей сложной структуры нарушения, в том числе специального педагогического сопровождения и (или) технической помощи;

обеспечением образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательной организации;

специальной организацией предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений; обеспечением присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с особенностями их здоровья и развития;

дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

87.13. В отношении глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются следующими потребностями в:

проведении специальной работы, способствующей овладению русским жестовым языком, словесными формами речи (с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся);

проведении специальной работы, способствующей формированию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны (при использовании звукоусиливающей аппаратуры с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций с учетом структуры нарушения, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся).

87.14. В отношении слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:

проведении специальной работы, способствующей формированию умений и навыков поэтапного обследования предметов, ориентировке в окружающем мире, расширению, обогащению и коррекции сенсорных, предметных и пространственных представлений, налаживанию на доступном уровне общения со сверстниками и взрослыми;

организации обучения и воспитания с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения (утраты) зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; времени жизнедеятельности в условиях слепоты;

обеспечении доступности учебной информации для тактильного, слухового и зрительного (для слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися.

87.15. В отношении обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:

обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;

проведении специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;

формировании и развитии коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации с учетом наличия сопутствующих нарушений зрения и слуха;

организации обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;

обеспечении доступности учебной информации для восприятия обучающимися с учетом двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.

87.16. В отношении обучающихся с РАС и с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:

обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды, отвечающей характеристикам: постоянство и предсказуемость, четкая пространственно-временная организация учебного процесса, минимизация стимулов, учитывающая истощаемость и сенсорную гиперчувствительность обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

специальном индивидуальном педагогическом сопровождении и (или) технической помощи в урочной и внеурочной деятельности, основанном на психолого-педагогических технологиях поддержки обучающегося с расстройством аутистического спектра в сложной и новой ситуации (в том числе коммуникативной);

наличии отдельного помещения для психологической разгрузки.