Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

33.2. Содержание учебного предмета

33.2. Содержание учебного предмета.

33.2.1. Содержание чтения (круг чтения). Устное народное творчество (мифы, легенды и сказки народов мира, былины, песни, пословицы, поговорки) как отражение культурных и этических ценностей народов.

Другие виды искусства. Живопись и музыка (народная и авторская), предметы народных промыслов.

Русская литература XIX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) века.

Другие виды искусства. Отрывки из опер русских композиторов, романсы русских композиторов на стихи русских поэтов. Пейзажная и портретная живопись русских художников.

Русская литература XX века. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) русских писателей и поэтов XX века.

Другие виды искусства. Произведения живописи. Фотографии военных лет. Музыкальные произведения. Романсы, песни. Песни на военную тематику.

Современные писатели. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) современных писателей и поэтов.

Другие виды искусства. Живопись, фотографии, музыка, песни на стихи современных поэтов. Музыка к кинофильмам и спектаклям по произведениям современных писателей.

Зарубежная литература. Биографические справки и произведения (полностью или законченные отрывки из прозаических произведений) зарубежных писателей и поэтов.

33.2.2. Теория литературы. Гипербола (преувеличение), эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении - без называния терминов.

Рифма в стихотворении. Ритм в стихотворении.

Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.

Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои. Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе.

Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм.

Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия).

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

33.2.3. Навыки чтения. Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями педагогического работника. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.

Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация после предварительного разбора текста.

Сознательное чтение текста вслух и про себя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.

Работа над выразительным чтением с соответствующими установками к чтению (определение настроения, соотнесение читаемого с изменением эмоций, логические ударения, интонация, повышение и понижение голоса, постановка пауз, тон, тембр, темп).

Освоение разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее).

33.2.4. Работа с текстом. Самостоятельное определение темы произведения. Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью педагогического работника). Формулирование идеи произведения (самостоятельно или с помощью педагогического работника). Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения.

Совершенствование представлений о типах текстов (описание, рассуждение, повествование).

Сравнение художественных, деловых (учебных) и научно-познавательных текстов. Нахождение (с помощью педагогического работника) необходимой информации в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения.

Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев, выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с помощью педагогического работника), выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью педагогического работника). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения для характеристики героев (с помощью педагогического работника).

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Составление с помощью педагогического работника цитатного плана.

Составление различных видов пересказов.

Аргументированный ответ с опорой на текст (с помощью педагогического работника). Постановка вопросов по содержанию текста. Отбор в произведении материала, необходимого для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Определение эмоционального характера текстов (с помощью педагогического работника).

Нахождение в стихотворных текстах с помощью педагогического работника повторяющихся элементов, созвучных слов (на доступном материале). Подбор слова, близкого по звучанию из ряда данных.

Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). Объяснение значения фразеологического оборотов (с помощью педагогического работника). Различение прямого и переносного значения слов и выражений.

Определение (самостоятельно или с помощью педагогического работника) вида произведения (проза, поэзия, драма). Выявление (с помощью педагогического работника) основных жанровых признаков произведения и их понимание.

Выделение в тексте описаний и рассуждений.

Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.

Составление отзыва на книгу, аннотацию. Составление высказывания-рассуждения с опорой на иллюстрацию, алгоритм.

Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно слушать, поддерживать диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности и уважения.

Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов.