Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

11.2. Содержание учебного предмета "Русский язык"

11.2. Содержание учебного предмета "Русский язык":

11.2.1. Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению).

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.

11.2.2. Раздел "Обучение грамоте":

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения, раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление двух - трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия.

11.2.3. Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.

Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Слова-враги").

Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам "какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

11.2.4. Раздел "Чтение и развитие речи":

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

11.2.5. Раздел "Речевая практика":

Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...", "Познакомься, пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!".

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!".

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...", "Попросите, пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю".

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я...".

Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...".

Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю)".

Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".

Примерные темы речевых ситуаций:

"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);

"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в творческой студии);

"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью, поведение в общественных местах (кино, кафе);

"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях".

Алгоритм работы над темой речевой ситуации:

1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

6) Моделирование речевой ситуации.

7) Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.