- полностью исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
- частично исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, частично - исходя из численности жителей.
При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений на то, как определяется размер части, распределяемой исходя из численности жителей, в случае если такая часть предусмотрена.
Кроме того, в составе дотаций могут быть выделены дотации, отражающие отдельные показатели (условия), учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением). Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), а особенности их перечисления и использования могут быть установлены региональным законом о бюджете или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
При распределении дотации исходя из бюджетной обеспеченности оценка уровня расчетной бюджетной обеспеченности проводится для:
- бюджетов муниципальных районов или консолидированных бюджетов муниципальных районов;
- бюджетов муниципальных округов,
- бюджетов городских округов с внутригородским делением или консолидированных бюджетов городских округов с внутригородским делением.
Порядок расчета дотаций исходя из численности населения для муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских округов с внутригородским делением может быть как единым, так и раздельным.
На плановый период допускается утверждение не распределенного между муниципальными районами, муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 20 процентов от утвержденного общего объема указанных дотаций.
В отношении методологий распределения выравнивающих дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городских округам, городским округам с внутригородским делением) исходя из численности жителей, а также исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, можно выделить следующие достоинства и недостатки.
а) Распределение дотаций исходя из численности жителей:
К достоинствам можно отнести простоту формулы, наименьшую требовательность к статистике (достаточно данных о численности населения), высокий стимулирующий эффект (размер дотации (если муниципальный район (муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением) не является высокообеспеченным) не зависит от объема собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов), низкий уровень транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также высокий уровень определенности для любого муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) относительно размеров дотаций в будущих периодах.
Основными недостатками данного метода являются крайне низкий выравнивающий эффект, что, в свою очередь, приводит к необходимости увеличения общего размера дотаций для достижения требуемого уровня выравнивания, негибкость формулы (не дает возможности скорректировать параметры распределения дотаций для достижения желаемого эффекта), а также невозможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.
б) Распределение дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности:
К достоинствам можно отнести высокий выравнивающий эффект, необходимый уровень которого может быть достигнут путем настройки параметров формулы распределения, обладающей для этого достаточной гибкостью, а также возможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.
Основными недостатками данного метода являются относительная сложность формулы, более высокая требовательность к статистике, что может приводить к высокому уровню транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также более низкий уровень определенности для любого муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением) относительно размеров дотаций в будущих периодах.
Общее сравнение двух подходов к распределению дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) показывает, что распределение дотаций исходя из численности жителей имеет преимущество только в условиях отсутствия социально-экономической статистики на уровне муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), что может оказаться актуальным в условиях массового изменения границ муниципальных образований. В остальных случаях статистическое обеспечение расчетов распределения выравнивающих дотаций муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) позволяет применять более сложную, но при этом более эффективную схему выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Вместе с тем, в случае необходимости усиления стимулирующей функции дотаций, либо при достижении необходимого уровня выравнивания бюджетной обеспеченности за счет меньшего общего размера дотаций, чем планируется к распределению между муниципальными районами (муниципальными округами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением), распределение части дотации исходя из численности жителей также может применяться без ущерба для достижения целей выравнивания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей