- полностью - исходя из численности жителей;
- полностью - исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
- частично - исходя из численности жителей, частично - исходя из бюджетной обеспеченности.
При этом в составе дотаций могут быть выделены дотации, отражающие отдельные показатели (условия), учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности по городским поселениям, сельским поселениям, внутригородским районам. Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов), а особенности их перечисления и использования могут быть установлены региональным законом о бюджете или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Дотации могут распределяться отдельно для каждой из групп муниципальных образований, то есть можно применять разные принципы распределения для муниципальных образований разных типов: для одной группы дотации могут распределяться исходя из численности жителей, для другой - исходя из бюджетной обеспеченности.
В случае полного или частичного распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) между городскими поселениями, сельскими поселениями, внутригородскими районами исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности при распределении дотаций используются критерии выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (см. раздел 5.2 настоящих Методических рекомендаций). Указанные критерии определяются отдельно для городских поселений, сельских поселений и внутригородских районов.
Распределение дотаций может осуществляться:
- непосредственно органами власти субъекта Российской Федерации;
- путем наделения органов власти муниципального района (городского округа с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению дотаций.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в первом случае утверждаются законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, во втором случае - решением о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением). На плановый период допускается утверждение не распределенного между городскими, сельскими поселениями, внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере не более 20 процентов утвержденного общего объема указанных дотаций.
В отношении методологий распределения выравнивающих дотаций поселениям (внутригородским районам) исходя из численности жителей, а также исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, можно выделить следующие достоинства и недостатки.
а) Распределение дотаций исходя из численности жителей:
К достоинствам можно отнести простоту формулы, наименьшую требовательность к статистике (достаточно данных о численности населения), высокий стимулирующий эффект (размер дотации (если поселение или внутригородской район не является высокообеспеченным) не зависит от объема собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов), низкий уровень транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также высокий уровень определенности для любого поселения (внутригородского района) относительно размеров дотаций в будущих периодах.
Основными недостатками данного метода являются крайне низкий выравнивающий эффект, что, в свою очередь, приводит к необходимости увеличения общего размера дотаций для достижения требуемого уровня выравнивания, негибкость формулы (не дает возможности скорректировать параметры распределения дотаций для достижения желаемого эффекта), а также невозможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.
б) Распределение дотаций исходя из уровня бюджетной обеспеченности:
К достоинствам можно отнести высокий выравнивающий эффект, необходимый уровень которого может быть достигнут путем настройки параметров формулы распределения, обладающей для этого достаточной гибкостью, а также возможность учесть при выравнивании факторы, влияющие на объем доходных возможностей или расходных потребностей местных бюджетов в расчете на одного жителя.
Основными недостатками данного метода являются относительная сложность формулы, более высокая требовательность к статистике, что может приводить к высокому уровню транзакционных издержек, связанных с необходимость согласования с органами местного самоуправления исходных данных и параметров формулы распределения, а также более низкий уровень определенности для любого поселения (внутригородского района) относительно размеров дотаций в будущих периодах.
Общее сравнение двух подходов к распределению дотаций поселениям (внутригородским районам) показывает, что распределение дотаций исходя из численности жителей имеет преимущество только в условиях отсутствия социально-экономической статистики на уровне поселений (внутригородских районов), что было свойственно периоду реформы федеративных отношений в Российской Федерации 2003 - 2008 гг., либо может оказаться актуальным в условиях массового изменения границ муниципальных образований. В настоящее время статистическое обеспечение расчетов распределения выравнивающих дотаций поселениям (внутригородским районам) позволяет применять более сложную, но при этом более эффективную схему выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Вместе с тем, в случае необходимости усиления стимулирующей функции дотаций, либо при достижении необходимого уровня выравнивания бюджетной обеспеченности за счет меньшего общего размера дотаций, чем планируемого к распределению между поселениями (внутригородскими районами), распределение части дотации исходя из численности жителей также может применяться без ущерба для достижения целей выравнивания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей