приказом Минтранса России
от 9 декабря 2022 г. N 486
1. Радиосвязь морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы осуществляется в соответствии с положениями Регламента радиосвязи <1>.
--------------------------------
<1> Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с пунктом (37)1 статьи 6 Устава Международного союза электросвязи (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5370), ратифицированного Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1211).
2. Радиосвязь морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы применяется для:
1) обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни;
2) оперативного управления деятельностью судов и организаций, связанных с эксплуатацией судов;
3) управления движением судов;
информации по безопасности мореплавания;
гидрометеорологической и навигационной информации;
информации по поиску и спасанию людей на море;
передачи данных для корректуры электронных навигационных карт;
данных для автоматизированных систем управления деятельностью судов и организаций, связанных с эксплуатацией судов;
3. Для выполнения указанных в пункте 2 настоящих Правил задач осуществляется радиосвязь и ведется обмен информацией:
с российскими и иностранными судовыми станциями;
с воздушными судами <2> при проведении поисково-спасательных операций на море <3>;
--------------------------------
<2> Статья 71 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2006, N 30, ст. 3290).
<3> Статья 88 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2022, N 1, ст. 57).
с российскими и иностранными береговыми станциями;
с российскими и иностранными береговыми станциями;
с российскими и иностранными судовыми станциями;
с воздушными судами при проведении поисково-спасательных операций на море.
4. К эксплуатации судовых станций допускаются члены экипажа судна, прошедшие обучение в соответствии с положением о дипломировании членов экипажей судов, утверждаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации <4>, и имеющие квалификационный документ по одной из следующих специальностей:
--------------------------------
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2011, N 25, ст. 3534.
оператор ограниченного района Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности <5> (далее - ГМССБ);
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1211). Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 27, ст. 3247; 1999, N 39, ст. 4645).
оператор радиоэлектронного оборудования второго класса ГМССБ;
оператор радиоэлектронного оборудования первого класса ГМССБ.
5. Члены экипажа судна, допущенные к эксплуатации судовых станций, и работники береговых станций при возникновении чрезвычайных ситуаций <6> должны действовать в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921 <7>.
--------------------------------
<6> Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028).
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 22, ст. 3668. Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 921 срок действия данного документа ограничен 1 сентября 2028 г.
6. Расчеты за услуги связи в морской подвижной службе и морской подвижной спутниковой службе осуществляются на основании договора с российским оператором связи <8> или с расчетной организацией в Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Регламента радиосвязи.
--------------------------------
<8> Пункт 12 статьи 2, статья 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2018, N 53, ст. 8453).
7. На судовой станции, за исключением судовых станций подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судов, прогулочных судов и маломерных судов, должны находиться <9>:
--------------------------------
<9> Приложение N 16 к Регламенту радиосвязи.
1) Руководство для использования в морской подвижной и морской подвижной спутниковой службах (далее - Руководство), за исключением судов, совершающих рейсы в морском районе А1 <10>;
--------------------------------
<10> Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. Бюллетень международных договоров 2011 (приложение 1, часть 5). С. 454 - 535. Вступила в силу для Российской Федерации 1 июля 2004 г.
3) для судов, совершающих международные рейсы <11>:
--------------------------------
<11> Пункт d правила 2 части A главы I приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.
список береговых станций и станций специальной службы;
список судовых станций и присвоений опознавателей морской подвижной службы <12>;
--------------------------------
<12> Пункт 20.8 раздела I статьи 20 главы V Регламента радиосвязи.
4) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал <13>;
--------------------------------
<13> Подпункт 7 пункта 1 статьи 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2011, N 25, ст. 3534).
5) квалификационные документы членов экипажа судна, допущенных к эксплуатации судовой станции.
Перечисленные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта документы могут быть оформлены в электронном виде.
8. На береговой станции должны находиться:
3) список судовых станций и присвоений опознавателей морской подвижной службы;
4) разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов <14>;
--------------------------------
<14> Статья 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2020, N 15, ст. 2232).
5) выписка из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств <15>.
--------------------------------
<15> Приказ Минкомсвязи России от 13 января 2015 г. N 2 "Об утверждении перечня технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, форм свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и форм свидетельств об образовании позывных сигналов опознавания" (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2015 г., регистрационный N 36371) с изменениями, внесенными приказами Минкомсвязи России от 12 ноября 2015 г. N 452 (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2015 г., регистрационный N 39806), от 25 июня 2018 г. N 316 (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2018 г., регистрационный N 51722).
На береговой станции, осуществляющей деятельность по возмездному оказанию услуг связи, в дополнение к документам, перечисленным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, должна находиться лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи <16>.
--------------------------------
<16> Статья 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2021, N 24, ст. 4188).
Перечисленные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта документы могут быть оформлены в электронном виде.
9. Судовым и береговым станциям запрещено:
использовать радиочастоты, классы и мощности излучения, не указанные в разрешении на судовую радиостанцию или разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, за исключением радиосвязи при бедствии;
осуществлять радиосвязь на радиочастотах бедствия и вызова, за исключением радиосвязи при бедствии, а также при подаче сигналов срочности и безопасности;
передавать ложные сигналы и (или) сообщения о бедствии.
10. Услуги связи в морской подвижной спутниковой службе предоставляют операторы связи с использованием российских спутниковых сетей связи, а также спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств <17>.
--------------------------------
<17> Пункт 1 Правил использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1194 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6554).
Услуги в морской подвижной спутниковой службе для целей ГМССБ предоставляют признанные Международной морской организацией в соответствии с правилом 4-1 части A главы IV приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года операторы связи подвижной спутниковой связи.
Береговые станции морской подвижной спутниковой службы должны осуществлять один или несколько из следующих видов радиосвязи:
1) телефонная связь (в том числе с приоритетом бедствия и срочности);
2) телексная связь (в том числе с приоритетом бедствия и срочности);
3) факсимильная информация (в телефонном канале);
4) передача данных, в том числе передача корректурных материалов, для электронных навигационных карт;
5) групповой вызов судовых станций.
Передача информации по безопасности на море в морской подвижной спутниковой службе должна осуществляться с помощью расширенного группового вызова, который обеспечивает передачу информации для групп судов или для всех судов, находящихся в географическом районе текущего местонахождения судна.
11. Каждое судно должно быть оснащено средствами радиосвязи, которые способны обеспечить <18>:
--------------------------------
<18> Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2013, N 30, ст. 4058).
1) передачу оповещений о бедствии в направлении "судно - берег" как минимум двумя отдельными и независимыми средствами, каждое из которых использует различные виды радиосвязи;
2) прием оповещений о бедствии в направлении "берег - судно";
3) передачу и прием оповещений о бедствии в направлении "судно - судно";
4) передачу и прием сообщений для координации поиска и спасания;
5) передачу и прием сообщений на месте бедствия;
6) передачу и прием информации по безопасности на море, включая прогнозы погоды, волнения моря и ледовой обстановки, навигационные рекомендации по безопасному плаванию судна, штормовые предупреждения и оповещения;
7) радиообмен по согласованию взаимодействия при маневрировании судов и представления информации для функционирования системы управления движением судов <19>;
--------------------------------
<19> Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2013, N 30, ст. 4058).
8) передачу и прием радиосообщений общего назначения;
9) передачу и прием сообщений "мостик - мостик".
12. Береговая станция должна осуществлять дежурство на радиочастотах цифрового избирательного вызова (далее - ЦИВ) в периоды времени, указанные в списке береговых станций и станций специальной службы.
Береговая станция, осуществляющая доставку телеграмм, исходящих от или предназначенных для судовых станций и передаваемых по каналам радиосвязи (далее - радиотелеграмма), должна передавать свои вызовы судовым станциям в виде перечня, состоящего из расположенных в алфавитном порядке позывных сигналов тех судовых станций, для которых береговая станция имеет корреспонденцию.
Передача береговой станцией сообщений, адресованных судовой станции или группе судовых станций, осуществляется по каналам радиосвязи, обеспечивающим передачу данных, или по радиотелефону.
Очередность передачи и обработки радиотелеграмм определяется с учетом их категорий и отметок срочности, приведенных в приложении к настоящим Правилам.
Судовые и береговые станции, имеющие радиотелеграммы категорий срочности "вне категории" и "внеочередная", могут устанавливать радиосвязь вне очереди и передавать такие радиотелеграммы на вызывных радиочастотах принимающих береговых станций.
13. Судовая или береговая станция, принявшая сигнал бедствия, переданный с помощью ЦИВ, должна прекратить любую передачу, которая может создавать помехи сигналам бедствия, а также должна обеспечивать дежурство на соответствующей радиочастоте ЦИВ до тех пор, пода сигнал бедствия не будет подтвержден.
Ложный сигнал бедствия, переданный судовой станцией, должен быть аннулирован.
14. Сигнал бедствия может передаваться с помощью аварийных радиобуев Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ" <20> на радиочастотах в диапазоне 406,0 - 406,1 МГц (далее - АРБ-406).
--------------------------------
<20> Соглашение о Международной программе КОСПАС-САРСАТ 1 июля 1988 г. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. - М., 1990. С. 513 - 520). Вступило в силу для СССР 1 июля 1988 г.
Федеральное агентство морского и речного транспорта организует функционирование Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ" <21>.
--------------------------------
<21> Пункт 5 Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 49, ст. 7904).
В случае непреднамеренного или ошибочного включения АРБ-406, не связанного с возникновением аварийной ситуации или бедствием, он должен быть выключен.
Для исключения неоправданного реагирования и привлечения средств поиска и спасания капитан судна должен направить в ответственный Координационный центр Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ" информацию о непреднамеренном или ошибочном включении АРБ-406.
15. Береговые станции передают следующие гидрометеорологические и навигационные сообщения:
МЕТЕО - морские гидрометеорологические предупреждения и прогнозы;
НАВАРЕА - навигационные предупреждения, передаваемые Всемирной службой навигационных предупреждений <22>;
--------------------------------
<22> Правило 4 главы V приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.
НАВТЕКС - навигационные и гидрометеорологические предупреждения и срочная информация по бедствию и безопасности мореплавания, передаваемые через международную службу НАВТЕКС <23>.
--------------------------------
<23> Подпункт 17 пункта 1 правила 2 части А главы IV приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.
ПРИП - навигационные предупреждения на прибрежные районы.
Гидрометеорологические и навигационные сообщения МЕТЕО, НАВАРЕА и ПРИП должны передаваться в сроки и на радиочастотах, указанные в списке береговых станций и станций специальной службы.
Береговая станция должна передавать внеочередные гидрометеорологические и навигационные предупреждения об опасностях для мореплавания вне сроков, предусмотренных их расписанием, после предварительного оповещения об этом на вызывных радиочастотах.
Если на береговую станцию одновременно поступают гидрометеорологическая и навигационная информация одной и той же категории срочности, то в первую очередь должна передаваться гидрометеорологическая информация.
Для срочного оповещения судов в диапазоне коротких волн береговые станции должны использовать ЦИВ.
16. Суда, обнаружившие существование угрозы безопасности мореплавания, в том числе гидрометеорологического характера, должны сообщить об этом судовым станциям, а также береговой станции, передающей гидрометеорологические и навигационные сообщения для соответствующего района.
17. При заходе судна в морской порт приемник расширенного группового вызова должен оставаться включенным для получения информации МЕТЕО, НАВАРЕА и ПРИП, за исключением случая, когда судно заходит в морской порт на длительную стоянку (более 30 календарных дней) и (или) для проведения ремонтных работ с выводом из эксплуатации судовой станции.
Приемник службы НАВТЕКС должен быть включен не менее чем за 8 часов до выхода судна из морского порта.
18. Перед вызовом береговой станции для передачи сообщения о медицинской консультации судовая станция может передать сигнал срочности (слова "ПАН ПАН").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей