6. Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры
В целях повышения финансовой доступности и качества предоставляемых финансовых сервисов Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат оказывать содействие развитию цифровизации финансового рынка. Внимание будет сосредоточено на своевременном создании регуляторных условий для оперативного и безопасного внедрения инноваций на российском финансовом рынке, а также развитии равноудаленной цифровой инфраструктуры и выработке единых стандартов и подходов к применению цифровых технологий.
Так, будет продолжено развитие регулирования новых финансовых инструментов, в том числе цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав.
Кроме того, будут сформированы подходы по использованию децентрализованных инструментов и регулированию смарт-контрактов на финансовом рынке, в том числе в операциях с цифровыми финансовыми активами. Планируется также урегулировать вопросы, связанные с майнингом цифровых валют (криптовалют).
Одной из стратегических задач развития финансового рынка станет содействие широкому использованию искусственного интеллекта на финансовом рынке. Для этого потребуется разработать соответствующее регулирование, а также адаптировать регулирование предоставления финансовых продуктов к использованию элементов искусственного интеллекта.
В рамках развития механизмов обмена данными будет продолжено внедрение открытых программных интерфейсов на финансовом рынке. Для развития сервисов по управлению персональными финансами с использованием открытых программных интерфейсов будет проработан вопрос о создании института поставщиков информационных услуг. С целью оптимизации учета согласий на передачу, хранение и обработку данных пользователей, предоставляемых финансовыми организациями с использованием открытых программных интерфейсов, планируется создание платформы коммерческих согласий. Внедрение открытых программных интерфейсов и создание платформы коммерческих согласий будут способствовать развитию инноваций и конкуренции на российском финансовом рынке, повышению разнообразия, качества и доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса, а также безопасности оборота данных.
Возможность дистанционной идентификации клиентов является неотъемлемым условием цифровизации финансовых услуг. В этой связи предполагается усовершенствовать процедуру удаленной идентификации для дистанционного принятия клиентов на обслуживание и оказания им услуг, а также обмена необходимыми для этого данными, содержащимися в государственных информационных системах с использованием цифрового профиля гражданина или юридического лица.
Одним из ключевых проектов в перспективе до 2030 года станет запуск и развитие платформы цифрового рубля - третьей формы российского рубля, выпускаемой Банком России и являющейся его обязательством. Введение цифрового рубля будет способствовать дальнейшему развитию платежной инфраструктуры, повышению конкуренции и распространению новых инновационных финансовых инструментов, а также росту доступности и сокращению стоимости услуг для граждан и бизнеса. Будет проведено пилотирование операций с реальными деньгами с поэтапным расширением числа участников и видов операций. Планируется разработать протоколы интероперабельности цифрового рубля для взаимодействия с заинтересованными странами. Совместно с федеральными органами исполнительной власти будет проработано использование цифрового рубля в бюджетном процессе, например, для контроля за расходованием средств. Дополнительно совместно с рынком будет проведен анализ целесообразности внедрения и использования на российском рынке токенизации безналичного рубля и в случае принятия такого решения будут созданы соответствующие правовые условия.
Банк России продолжит развитие национальной платежной инфраструктуры, обеспечивающей открытый и равный доступ для всех субъектов национальной платежной системы, предоставляющей возможности для развития ими собственных платежных продуктов и сервисов для граждан, бизнеса и государства. Планируется продолжить развитие платежной системы Банка России, системы быстрых платежей, как платежной системы "Мир", системы передачи финансовых сообщений.
В Системе быстрых платежей планируется расширять поддержку различных способов оплаты, в том числе бесконтактной (Near Field Communication, NFC), развивать схемы подключения торговых компаний к системе, что позволит снизить издержки бизнеса на прием платежей. Отдельным приоритетом станет масштабирование возможностей трансграничных операций. Для этого планируется продолжить реализацию проектов по обеспечению интеграции Системы быстрых платежей с аналогичными системами иных стран, в первую очередь государств - участников Евразийского экономического союза.
Продолжится работа по увеличению числа стран и участников системы передачи финансовых сообщений - нерезидентов, в частности посредством механизма подключения через "сервис-бюро". Также будет продолжено взаимодействие с дружественными странами с целью обеспечения использования платежных карт "Мир" за пределами Российской Федерации.
В национальной платежной системе планируется развивать подходы стимулирующей регуляторной политики. Состав и функционал субъектов национальной платежной системы будет расширяться, особенно в сегментах платежного рынка с высоким уровнем концентрации, создавая условия для восстановления конкурентной среды и снижения издержек бизнеса и граждан. В этих целях будет введен институт небанковских поставщиков платежных услуг, которые смогут по поручению клиентов направлять распоряжения о переводе денежных средств в различные кредитные организации, выступая в роли "единого окна" для получения основных платежных сервисов. Институт небанковских поставщиков платежных услуг получит право осуществлять переводы электронных денежных средств и оказывать отдельные виды иных платежных услуг. Модель регулирования института небанковских поставщиков платежных услуг будет основана на использовании пропорционального подхода с установлением требований в зависимости от выполняемых видов и масштаба деятельности. Подходы к допуску и регулированию деятельности участников платежного рынка будут развиваться с учетом взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза и с иными заинтересованными странами.
Правительством Российской Федерации и Банком России также будет проводиться работа по устранению критической зависимости финансовых организаций и инфраструктуры финансового рынка от иностранных поставщиков программно-аппаратных средств.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей