Развитие российского рынка капитала с акцентом на долевое финансирование
В части развития российского рынка капитала основной акцент будет сделан на обеспечение возможностей долгосрочного финансирования экономики, проектов ее структурной трансформации, а также деятельности предприятий на всех стадиях развития бизнеса. При развитии рынка капитала особая роль будет отводиться инструментам и институтам, которые способствуют достижению целей модернизации и ускоренного развития российской экономики. Наряду с продолжением развития долгового финансирования особый акцент будет сделан на развитие долевого финансирования, которое является наиболее долгосрочным.
В предыдущие годы в Российской Федерации были в основном созданы регуляторные условия и инфраструктура для привлечения финансирования через инструменты рынка капитала. Хотя первичное публичное размещение (Initial Public Offering, IPO) через биржу (организованный рынок) пока не приобрело в Российской Федерации массовый характер, у этого источника есть потенциал роста. Планируется стимулировать развитие первичного публичного размещения капитала через снижение регуляторных барьеров для участия в них институциональных инвесторов, а также повышение доступности гибридных инструментов для настройки корпоративного управления.
Наряду с этим будет поддерживаться развитие комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов, учитывая, что отсутствие осведомленности о возможностях рынка капитала или непонимание всех необходимых процедур для организации размещения ценных бумаг являются одними из барьеров.
Важной составляющей устойчивого функционирования рынка капитала является присутствие на нем национальных институциональных инвесторов (страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний). Государство будет создавать условия для содействия их развитию и расширения инвестиционных возможностей при сохранении финансовой устойчивости. Доверие населения и бизнеса к институциональным инвесторам будет формироваться и в значительной степени зависеть от результатов их деятельности, способности приносить клиентам доход на предоставленный им в управление капитал сверх инфляции и безрискового пассивного инвестирования в облигации федерального займа.
Необходимо также восстановить и повысить доверие частных инвесторов к рынку капитала в целом, чему в том числе будет способствовать поэтапное решение проблемы заблокированных активов. Будет проводиться дальнейшее повышение инвестиционной и финансовой грамотности, а также будут приниматься меры по повышению осведомленности граждан о возможностях вложений в российскую экономику с помощью инструментов рынка капитала. Кроме того, рынок капитала должен предлагать гражданам соответствующие их жизненным планам и потребностям продукты.
Важно также создание стимулов для всех групп инвесторов для вложения средств именно в российскую экономику, в том числе для предприятий, имеющих накопленные средства, а также состоятельных частных инвесторов.
Возможно возрастание на рынке капитала и роли институтов развития, которые могут оказывать содействие бизнесу в привлечении долгового и долевого финансирования.
Банк России и Правительство Российской Федерации также будут создавать условия для развития новых форм взаимодействия на финансовом рынке, в том числе с использованием современных цифровых инструментов партнерского финансирования.
Российскому рынку также предстоит оценить потенциал привлечения инвестиций в частные компании через утилитарные цифровые права.
Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями (участниками, акционерами), ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, акции с разным набором прав, конвертируемые долговые инструменты и опционные программы.
Еще одним важным направлением развития институционального бизнеса является развитие сегмента фондов прямых инвестиций. Специфика управления такими фондами требует тесного сотрудничества управляющих фондами и менеджмента портфельных компаний, глубокого анализа инвестиций, а часто и доступа к внутренней информации компаний, не желающих выбирать публичный статус.
Для работы финансового рынка и особенно рынка капитала нужны оперативные, заслуживающие доверия информация и индикаторы финансового и товарного рынков. Наряду с возвращением к раскрытию финансовой отчетности финансовых и нефинансовых организаций Банк России и Правительство Российской Федерации будут проводить работу по созданию отечественной системы таких индикаторов и их администраторов, а также регулированию данной деятельности. Наличие качественных и надежных индикаторов будет способствовать развитию рынка производных финансовых инструментов. Это предоставит участникам рынка более широкие возможности для хеджирования рисков. Распространение культуры хеджирования в Российской Федерации, в свою очередь, позволит повысить устойчивость российской экономики к возможным шокам на финансовых и товарных рынках, а также будет способствовать развитию института риск-менеджмента.
Кроме того, в этом направлении также важно продолжение развития российской рейтинговой индустрии и более широкое использование национальных рейтингов участниками российского финансового рынка.
Важной задачей для обеспечения доступности привлечения долевого финансирования частными компаниями является создание инструментов оценки инвестиционных перспектив российских предприятий на основе объективных данных. Активная цифровизация процессов, появление экосистем и развитие электронной коммерции, а также планы по упорядочиванию оборота данных на рынке способствуют формированию условий для появления на рынке скоринговых сервисов, решающих указанную задачу (Банк России совместно с Правительством Российской Федерации приложат необходимые усилия для формирования среды доверия к таким сервисам по аналогии с работой, проделанной в отношении рейтингов кредитного качества заемщиков). На основе данных скорингов можно ожидать интенсификации вложений гражданами и институциональными инвесторами капитала в предприятия с высокими темпами роста или стабильным дивидендным потоком.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей