В ходе реализации настоящей Стратегии регулирование российского финансового рынка и его основных сегментов будет развиваться в комбинации лучших международных подходов и пруденциальных требований, учитывающих конкретные российские реалии и отвечающих интересам российской экономики. При этом целевая конфигурация регулирования должна последовательно обеспечивать условия для быстрого доведения современных финансовых продуктов и инноваций до промышленной эксплуатации на российском финансовом рынке, их тиражирования и развития на основе конкуренции и лучших практик. Для этого необходимо не только сокращение сроков формирования правовых основ для появления новых бизнес-моделей и новых продуктов, но и создание таких форм регулирования, в основу которых заложена способность адаптации к быстро меняющимся реалиям. При этом будут созданы необходимые условия для применения экспериментальных правовых режимов для пилотирования инновационных проектов и сервисов, что позволит ускорить их внедрение при ограничении уровня рисков всех вовлеченных сторон.
На российском рынке будут расширяться возможности для участников финансового рынка по совмещению регулируемых и нерегулируемых видов деятельности на финансовом рынке, включая оптимизацию соответствующих лицензионных процедур, в том числе временный ограниченный упрощенный доступ для финтех-компаний. Это позволит действующим и потенциальным участникам принимать решения о формате их работы на финансовом рынке без необходимости нести излишние регулятивные издержки, учитывая, что основные регуляторные требования будут предъявляться не к юридическому лицу, а к осуществляемой им деятельности. В рамках этой работы также планируется устранить необоснованные барьеры для совмещения финансовой и нефинансовой деятельности, взаимного проникновения финансовых и нефинансовых сервисов для оказания комплементарных видов услуг клиентам. Кроме того, планируется развитие пропорционального и риск-ориентированного подхода при оценке и согласовании должностных лиц финансовых организаций, что будет способствовать снижению издержек участников финансового рынка.
При этом государство будет стремиться устранять секторальный и межпродуктовый регулятивный арбитраж. В целях перераспределения потоков капитала в приоритетные для всего общества проекты и отрасли государство оставляет за собой право создания специальных стимулов.
Сохраняя как основной подход регулирование по правилам, предполагается расширить там, где это возможно, использование мягкого регулирования как регулирования по принципам в форме рекомендаций, кодексов, стандартов саморегулируемых организаций, в том числе при внедрении этических принципов поведения финансовых посредников.
Необходимо продолжать расширение субъектного состава участников российского финансового рынка за счет лизинговых компаний, а также рассмотреть вопрос целесообразности расширения регулируемого субъектного состава участников российского финансового рынка в отношении факторинговых компаний.
В основном указанные направления развития регулирования имеют кросс-секторальный характер и затронут деятельность большинства финансовых организаций - как кредитных, так и некредитных. При этом развитие банковского сектора и некредитных финансовых организаций будет осуществляться в условиях уже используемых Банком России пропорционального и риск-ориентированного подходов к регулированию и надзору, которые будут своевременно адаптироваться с учетом структурной модернизации российской экономики, трендов цифровизации, экосистемной трансформации и повестки устойчивого развития. Для развития пропорционального регулирования планируются дальнейшие шаги по совершенствованию регулирования небольших банков с учетом оценки эффективности сложившихся бизнес-моделей. В случае проявленного интереса к кооперации со стороны участников рынка может быть рассмотрен вопрос о создании новой бизнес-модели - специальных банковских объединений небольших и более крупных банков, в основе которых будут партнерские отношения.
При этом Банк России будет ориентироваться на достижение баланса между обеспечением участия финансового сектора структурной модернизации российской экономики и сохранением его устойчивости.
Кроме того, для снижения регуляторной нагрузки, особенно в сфере трансграничных расчетов, будет проведена оптимизация требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при сохранении должного уровня контроля. Планируется также уточнение конфигурации валютного регулирования и ограничений на движение капитала исходя из дифференциации подходов в зависимости от резидентства и валют.
Учитывая, что с развитием цифровых технологий и дистанционных форматов обслуживания взаимоотношения на финансовом рынке приобретают все более трансграничный характер и происходит конвергенция страновых рынков, Банк России во взаимодействии с регуляторами других государств будет проводить работу по определению подходов и внедрению регулирования экстерриториальных явлений на финансовом рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей