Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 6. Порядок применения норм расхода топлив и смазочных материалов

Приложение 6

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

К 1 июля 2003 г. вместо старых "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Руководящий документ Р 3112194-ОЗ66-97) в связи с окончанием срока их действия разработан НИИАТ и утвержден Минтрансом России 29 апреля 2003 г. как новый Руководящий документ Р 3112194-0366-03.

При подготовке нового Руководящего документа (РД) были учтены развивающаяся и обновляемая структура автопарка страны, интенсификация транспортных перевозок, изменения в условиях эксплуатации, влияние климатических и сезонных условий по регионам, уточнены положения и формулировки, методы нормативных расчетов и применения надбавок, а также приняты во внимание обоснованные предложения и замечания, поступившие от потребителей.

Так, данный РД впервые в практике подготовки аналогичных нормативов был согласован с Министерством РФ по налогам и сборам, что полностью отвечает его назначению и упрощает порядок его применения.

Исходя из сегодняшних требований как технического, так и экономического характера уточнены следующие формулировки и положения РД.

Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и других юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Нормы расхода топлив (и смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей "Методике определения базовых норм расхода топлив"), и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Установлены следующие виды норм для автомобилей общего назначения.

Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии.

Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

- для автобусов - с учетом снаряженной массы и нормативной по назначению автобуса загрузкой пассажиров;

- для самосвалов - с учетом снаряженной массы и нормативной загрузкой самосвала (в большинстве случаев с коэффициентом 0,5).

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т·км) транспортной работы грузового автомобиля, которая учитывает дополнительный к базовой норме расход топлив при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом:

- или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями;

- или с использованием более точных расчетов, выполняемых НИИАТ по специально разработанной современной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС (по индивидуальному заказу).

В новом РД приведены переводные коэффициенты при работе автомобилей на сжиженном нефтяном и природном газе (при условии, если установлены нормы для жидкого топлива):

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива на 100 км пробега;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг) на 100 км пробега;

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в метрах кубических спг (из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м спг) на 100 км пробега;

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м снг с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах (их соотношение определяется производителем техники или в инструкции по эксплуатации) на 100 км пробега.

В новом РД с учетом возросшей интенсивности проведения транспортных работ АТС в эксплуатационных условиях в значительной степени изменены надбавки (поправочные коэффициенты), а также уточнены условия и место их применения, в частности:

- по условиям работы АТС в зимнее время каждый регион выделен в отдельную строку с конкретными и уточненными, в ряде случаев повышенными значениями величины и срока действия зимних надбавок, что в большей мере согласуется с ГОСТом 16350-80 ("Климат СССР") и местными условиями эксплуатации техники;

- уточнены надбавки при работе АТС в горной местности, а также конкретизировано применение надбавок при работе АТС на дорогах со сложным планом трассы вне пределов городов и пригородных зон;

- с учетом численности населения городов (согласно новому Градостроительному кодексу) городские надбавки уточнены и более четко дифференцированы с их увеличением практически во всех случаях, также впервые применение надбавок распространено на поселки городского типа, если на их улицах имеются знаки регулирования дорожного движения;

- учитывая широкое разнообразие городов по численности населения, по занимаемой площади, по конфигурации, по географическим условиям, по потребности в расширении территории и т.д., определение границы городов и протяженности пригородных зон должно являться прерогативой местных администраций регионов;

- ближе к реальным условиям разграничены скорости АТС и надбавки при перевозке нестандартных и опасных грузов;

- разграничены и увеличены надбавки при эксплуатации АТС от 5 до 8 лет - до 5%, более 8 лет - до 10%;

- уточнены условия и типы АТС для применения надбавок, если не учитывается масса перевозимого груза;

- для АТС общего и специального назначения с учетом как нормальных, так и экстремальных условий эксплуатации уточнены величины и основания для использования надбавок, включая особые условия их работы и категорию дорог;

- разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при работе кондиционеров и установок "климат-контроль" или при движении АТС - до 7%, или на стоянке АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

- разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при технологических простоях АТС с работающим двигателем - до 10%, а также в зимнее (холодное при температуре ниже +5 град. C) время года при простоях и прогреве АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;

- конкретизированы условия нормирования расхода топлива на внутригаражные нужды до 1% от общего количества потребляемого данным предприятием топлива, но с обязательным учетом конкретных типов и единиц АТС, участвующих в данном технологическом процессе.

Новый Руководящий документ 2003 г. значительно дополнен типами, моделями, марками и модификациями отечественных и зарубежных АТС, поступающих в автопарк страны с 1997 г., нормы для которых рассчитываются в основном по заявкам потребителей.

Новые нормы рассчитаны и установлены с использованием компьютерной программы-методики, разработанной НИИАТ с участием ведущих ученых специалистов смежных институтов, утвержденной Минтрансом России в 1996 г. Данная методика является современной электронной версией - моделью, максимально отражающей теоретические основы и конструктивные особенности автомобилей, полностью приближенной к реальным условиям эксплуатации, учитывает типизированные маршруты для различных видов АТС, а также особенности движения по дорогам России и требования Правил дорожного движения в городских условиях и на магистралях страны.

Принятая методика позволяет определять не только базовые, но и эксплуатационные нормы расхода топлив при проведении транспортной работы АТС с учетом перевозимого груза (в данный период осуществляется накопление данных по заявкам потребителей).

Перечни АТС с нормами расхода топлив приведены в РД в виде таблиц, разделены на автомобили отечественные и стран СНГ и на автомобили зарубежного производства, что более реально отражает ситуацию в автопарке на данный период. Для каждой марки автомобиля впервые приведен вид потребляемого топлива.

Из таблиц исключены очень старые автомобили, выпуск которых прекращен 20 и более лет назад. В таблицах, однако, приведен ряд автомобилей, устаревших конструктивно, морально и физически, но еще находящихся в эксплуатации. Для таких АТС и нормы расхода топлив были оставлены из предыдущих РД, которые были определены по устаревшим расчетно-экспериментальным методам. Поэтому эти (в основном завышенные старые нормы) не адекватны нормам расхода топлива по РД-2003, рассчитанным по современной методике для конструктивно и экономически более совершенных машин, и с этим на данный период следует согласиться (эти АТС и старые нормы выделены во всех таблицах курсивом).

Следует особо отметить, что по результатам расчетов по современной методике в таблицах приведены основные параметры двигателей и коробок передач для каждой марки или модификации автомобиля. Это является важной информацией для потребителей, эксплуатирующих технику, а также для контрольных органов в связи с тем, что практически все изготовители постоянно осуществляют в той или иной мере модернизацию своей техники, что предполагает изменение указанных параметров и, в свою очередь, изменение нормируемых значений расхода топлив, т.е. перерасчета. Например, это относится к маркам и модификациям отечественных автомобилей ВАЗ, базовых моделей ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, а также к большинству зарубежных автомобилей.

В главе 2 по нормам расхода топлив для спецподвижного состава на шасси автомобилей по сравнению с РД-97 существенных изменений не вносилось. Исключение составили пожарные автомобили, перечень которых был официально представлен Государственной противопожарной службой МВД (ныне - МЧС) России. Сложной проблемой для спецавтомобилей является определение дополнительных норм расхода топлив на работу агрегатов спецоборудования в связи с тем, что во многих случаях трудно получить исходные данные от разработчиков или производителей этих агрегатов.

Эксплуатационные нормы расхода смазочных материалов (приложение 1) приведены в качестве справочных, поскольку в настоящий период не поступают достоверные исходные данные как от отечественных, так и от зарубежных изготовителей АТС.

Исходя из практического опыта все зарубежные легковые автомобили могут быть приравнены к современным автомобилям "АвтоВАЗ" с количественным ограничением нормы расхода смазочных материалов - "не более". Кроме того, для автомобилей, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода смазочных материалов, приведены временные нормы, также с ограничением "не более".

В приложении 2 изложен порядок применения зимних надбавок к нормативному расходу топлив. В частности указано, что местные органы власти могут уточнять значения надбавок, а также сроки их применения в случае существенного отклонения от среднестатистических температур с учетом местных климатических условий, но по согласованию с местными службами Гидрометцентра РФ и с обоснованной информацией, направляемой в НИИАТ как разработчику данного РД.

В порядке дополнительной информации в помощь руководителям местных администраций и предприятий потребителей для правильного выбора АТС с учетом оптимального расхода и затрат на топливо в приложении 3 приведены как современная Международная классификация и система обозначения АТС по Правилам ЕЭК ООН, так и традиционная отечественная классификация согласно нормали ОН 025270-66.

НИИАТ как разработчик данного РД и норм расхода автомобильных топлив для АТС, рекомендует направлять в его адрес обоснованные предложения и замечания, а также при необходимости заявки на разработку и уточнение как базовых, так и эксплуатационных норм расхода топлив с учетом транспортной работы АТС.