Этап спортивной подготовки
|
Темы по теоретической подготовке
|
Объем времени в год (минут)
|
Сроки проведения
|
Краткое содержание
|
Этап начальной подготовки
|
Всего на этапе начальной подготовки до одного года обучения/свыше одного года обучения:
|
120/180
|
|
|
История возникновения вида спорта и его развитие
|
13/20
|
сентябрь
|
Зарождение и развитие вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
|
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья человека
|
13/20
|
октябрь
|
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
|
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом
|
13/20
|
ноябрь
|
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах.
|
Закаливание организма
|
13/20
|
декабрь
|
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
|
Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и спортом
|
13/20
|
январь
|
Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме.
|
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта
|
13/20
|
май
|
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения.
|
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта
|
14/20
|
июнь
|
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта.
|
Режим дня и питание обучающихся
|
14/20
|
август
|
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.
|
Оборудование и спортивный инвентарь по виду спорта
|
14/20
|
ноябрь - май
|
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря.
|
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
Всего на учебно-тренировочном этапе до трех лет обучения/свыше трех лет обучения:
|
600/960
|
|
|
Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств
|
70/107
|
сентябрь
|
Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт - явление культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах.
|
История возникновения олимпийского движения
|
70/107
|
октябрь
|
Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК).
|
Режим дня и питание обучающихся
|
70/107
|
ноябрь
|
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание.
|
Физиологические основы физической культуры
|
70/107
|
декабрь
|
Спортивная физиология. Классификация различных видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические механизмы развития двигательных навыков.
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося
|
70/107
|
январь
|
Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований.
|
Теоретические основы технико-тактической подготовки. Основы техники вида спорта
|
70/107
|
май
|
Понятийность. Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата.
|
Психологическая подготовка
|
60/106
|
сентябрь - апрель
|
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности
|
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта
|
60/106
|
декабрь - май
|
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям.
|
Правила вида спорта
|
60/106
|
декабрь - май
|
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях.
|
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Этап совершенствования спортивного мастерства
|
Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства:
|
1200
|
|
|
Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в обществе. Состояние современного спорта
|
200
|
сентябрь
|
Олимпизм как метафизика спорта. Социокультурные процессы в современной России. Влияние олимпизма на развитие международных спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе по виду спорта.
|
Профилактика травматизма. Перетренированность/недотренированность
|
200
|
октябрь
|
Понятие травматизма. Синдром "перетренированности". Принципы спортивной подготовки.
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося
|
200
|
ноябрь
|
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
|
Психологическая подготовка
|
200
|
декабрь
|
Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся.
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс
|
200
|
январь
|
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта
|
200
|
февраль - май
|
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений.
|
Восстановительные средства и мероприятия
|
в переходный период спортивной подготовки
|
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения восстановительных средств.
|
|
...
|
...
|
...
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
Всего на этапе высшего спортивного мастерства:
|
600
|
|
|
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности
|
120
|
сентябрь
|
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание.
|
Социальные функции спорта
|
120
|
октябрь
|
Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности.
|
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося
|
120
|
ноябрь
|
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение Дневника обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
|
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс
|
120
|
декабрь
|
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
|
Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта
|
120
|
май
|
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности
|
Восстановительные средства и мероприятия
|
в переходный период спортивной подготовки
|
Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха. Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности применения различных восстановительных средств. Организация восстановительных мероприятий в условиях учебно-тренировочных мероприятий
|
|
...
|
...
|
...
|