Особую значимость диагностика буллинга приобретает в ООВО, т.к. несовершеннолетние, студенты 1 и 2 курсов вырываются из-под опеки родителей, многие уезжают учиться в другие города и регионы, приобретают независимость и самостоятельность. Однако вместе с этим они попадают в определенные ситуации, выйти из которых они подчас не могут из-за нехватки жизненного опыта, особенностей личностных структур.
Диагностика и выявление буллинга в ООВО может проводиться двумя способами: через личностные особенности в сочетании с групповыми феноменами или через изучение самого явления буллинга. Первый подход позволит оценить возможность появления буллинга в перспективе (например, если в ходе исследования в группе выявляется ярко выраженный лидер с высоким уровнем агрессивности, жестокости и низким уровнем самооценки). Второй подход позволяет оценить глубину уже возникшего явления, а также его последствия, т.е. принятие студентами той или иной роли в возникшем конфликтном взаимодействии. Конфликтные взаимодействия, протекающие среди студентов, по мнению участников студенческих форумов, не достигают уровня открытых противостояний или травли одногруппников, ограничиваются сокращением общения с оппонентом. Чаще всего поднимается проблема именно буллинга со стороны преподавателей и "проглатывающего" поведения студентов. В этом контексте второй подход к диагностике буллинга будет более оправдан. Он позволит администрации не только определить проблему, но и принять меры по устранению возможных последствий на психику студентов.
В рамках диагностики буллинга в ООВО могут быть применены следующие методики:
1. Опросник Д. Олвеуса "Буллинг" <1>. Цель опросника - выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде. Опросник осуществляет замер двух отдельных аспектов буллинга - проявление и подверженность ему. При этом автор выделяет четыре формы буллинга:
--------------------------------
<1> См.: Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта/Д.В. Молчанова, М.А. Новикова. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 15 - 19.
прямой активный буллинг - проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, кража или порча вещей, обидные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;
косвенный активный буллинг - проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;
прямой пассивный буллинг (виктимизация) - подверженность физической и вербальной агрессии;
косвенная виктимизация (косвенный пассивный буллинг) - подверженность социальной депривации.
Опросник состоит из 13 утверждений, каждое из которых направлено на выявление отдельной формы буллинга. Активный буллинг (проявление агрессии): 1, 3, 5, 6 - прямой буллинг, а 2 и 4 - косвенный буллинг. Для выявления виктимизации (пассивный буллинг, т.е. подверженность агрессии): 7, 10, 11, 13 - прямая виктимизация, а 8, 9, 12 - косвенная виктимизация. Ответ на каждое из утверждений оценивается в установленных баллах. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом, подсчитывается количество баллов по каждой шкале. Сумма баллов делится на количество вопросов в данной шкале. Показатель выраженности проявлений активного и пассивного буллинга колеблется в диапазоне от 0 до 4: 0 - 1 балл - показатель слабо выражен; более 1 балла - менее 3 баллов - умеренно выражен (эпизодически); 3 - 4 балла - ярко выражен (регулярно, систематически).
2. Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов) <1>. Опросник направлен на изучение безопасности обучающей среды и выявление риска буллинга. Особенно это касается случаев возникновения в студенческих группах начальной стадии конфликтного взаимодействия.
--------------------------------
<1> См.: Преодоление и профилактика буллинга в школе/[сост.: Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова]. Вологда: ВИРО, 2018. С. 11 - 15.
Опросник состоит из 14 блоков, каждый из которых включает в себя ряд утверждений, которые предполагают однозначные ответы "да" или "нет". Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Баллы суммируются, сумма баллов делится на количество участников опроса. Итоговый показатель сравнивается со средним значением по методике. Диапазон средних значений определяется с учетом средних квадратичных отклонений. Авторы методики выделяют шкалы-предикторы (шкала небезопасности и шкала разобщенности) и шкалы-антипредикторы (шкала благополучия и шкала равноправия). Эти шкалы позволяют выявить, насколько комфортно чувствует себя студент в стенах ООВО.
Шкала небезопасности измеряет степень распространенности в коллективе неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят о высоком субъективном ощущении небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой (в том числе травли, других форм агрессивного поведения). Шкала небезопасности отражает негативные характеристики психологической атмосферы, уровень фонового напряжения в группе, которое связано с низким качеством отношений и соблюдения правил общения. Это ведет к негативным установкам в общении: привлечению обид из прошлого; раздражению, негативизму и разобщенности в настоящем; подозрительности относительно перспектив общения.
Шкала разобщенности выявляет отсутствие сплоченности, величину дистанции между обучающимися, а также между ними и преподавателями, что связывается с отсутствием инструментов взаимодействия и взаимовлияния. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы, отсутствие возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность ее прекращения, поскольку в группе низка взаимовыручка и поддержка. Шкала разобщенности оценивает не фоновое, а актуальное и имеющее непосредственные ситуативные причины напряжение (вызываемое, например, драками), которое отражается и в негативных, агрессивных установках по отношению друг к другу, и одновременно в высокой степени тревоги в сочетании с переживанием одиночества.
Шкала благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга. Шкала благополучия выявляет факторы, способствующие доверию и открытому диалогу и, как следствие, снижению вероятности травли. Она оценивает устойчивость границ и правил коммуникаций в среде, что обеспечивает снижение уровня негативных установок по отношению к общению и взаимодействию.
Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций. Высокие показатели по этой шкале означают, что в группе распределены роли, есть отрефлексированная социальная определенность и диалогичные отношения. Это снижает тревогу и защищает группу от риска разворачивания травли на фоне выстраивания системы социальных статусов. Шкала равноправия также оценивает возможные пути стабилизации межличностных отношений в группе: несмотря на то что эта шкала связана с физической и вербальной агрессией, она не коррелирует с другими показателями агрессивности или тревожности. Можно говорить, что в группе присутствуют проявления агрессивности, но они имеют такую форму, что не пугают членов группы и не способствуют их изоляции друг от друга, а, напротив, сочетаются с уважительными и принимающими разнообразие отношениями.
3. Методика "Буллинг-структура" Е.Г. Норкиной <1>. Цель методики - определение ролей и позиций, занимаемых в буллинге. Особый интерес данная методика представляет в рамках анализа обсуждения проблем буллинга на студенческих форумах, т.к. представленная методика позволяет определить наличие насилия в группе не только со стороны студентов, но и со стороны педагогов. За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу.
--------------------------------
<1> См.: Норкина Е.Г. Методика на выявление "буллинг-структуры"//Таврический научный обозреватель. N 3(8). 2016. С. 170 - 174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury/viewer.
Автор вслед за О.Л. Глазман выделяет пять участников буллинга: инициатор (индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности, нападают не только на своих жертв, но и на педагогов и родных); помощник (отличаются стремлением помогать и подражать обидчику, используют прямой буллинг); защитник "жертвы (обладают наибольшим авторитетом среди ровесников, реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу); жертва (испытывает психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги, ей свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления); наблюдатель (в ситуациях буллинга в роли свидетелей находится большинство во всем своем многообразии и разнородности).
Методику "Буллинг-структура" Е.Г. Норкиной рекомендуется применять в совокупности с методикой диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено "Социометрия". Социометрический тест <2> используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений в целях улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников коллектива.
--------------------------------
<2> См.: Метод социометрических измерений/Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики https://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.
Общая процедура проведения теста при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах: 1) определение целей и задач, гипотез исследования, выбор объектов исследования; 2) разработка социометрических критериев, которые формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе; 3) выбор типа процедуры социометрического исследования (непараметрическая процедура и параметрическая процедура); 4) разработка социометрической карточки или социометрической анкеты; 5) непосредственно проведение социометрии, которое складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы; 6) непосредственно обработка (простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы)) и интерпретация результатов.
Интерпретацию данных социометрии проводят, анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак "+" (если он выше среднего по группе) или "-" (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида "+, +, +, -, +, -" будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент удовлетворенности (Куд) своим положением в группе: Куд = число взаимных выборов / число выборов, сделанных данным человеком. Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0 / 3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает не только сведения о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства: "звезды" + "предпочитаемые" = "пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные". Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается индекс изоляции - процент людей, лишенных выборов в группе.
Использование прикладной социометрии в исследовании буллинга в ООВО позволит определить не только межгрупповые и межличностные отношения в среде студентов, но и приписываемые и осуществляемые ими социальные роли, что даст возможность выявить наличие межличностного конфликта, создать систему профилактических мероприятий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей