Специфика участников буллинга студентов в ООВО

Анализ общетеоретических основ буллинга <1> позволяет выделить следующих участников данного процесса:

--------------------------------

<1> См.: Школа без насилия: методическое пособие/под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: ЦНПРО, 2015. С. 8; Предотвращение насилия в образовательных учреждениях: методическое пособие для педагогических работников/Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. М.: БЭСТ-принт, 2015. С. 16 и др.

буллер (это человек с лидерскими качествами, склонностью к жестокости, не склонен анализировать свое поведение и состояние, но обладает высоким эмоциональным интеллектом, помогающим в манипуляции, не принимает ответственности, результаты своих действий приписывает внешним обстоятельствам, а не принимает вину на себя, активен, открыт и позитивно относится к себе);

последователи буллера, подражатели и помощники (применяют в травле прямую агрессию - вербальную или физическую, равняются на лидера, удовлетворяют с помощью него свою жажду к насилию);

одобряющие (могут быть активными или пассивными, но обязательно присутствуют при травле, часто во время буллинга хлопают в ладоши, снимают происходящее на камеру, они не столь агрессивны и сильны духом, чтобы участвовать в травле, но демонстрируют заинтересованность в продолжении);

равнодушные (никак не оценивают происходящее, встречаются крайне редко);

потенциальные защитники (пассивно не одобряют травлю, но из страха оказаться на месте жертвы бездействуют, они понимают, что чувствует жертва, и склонны поддерживать ее на начальных стадиях, если поблизости нет преследователя, могут переходить в ранг "вторичных" жертв или активных защитников);

активные защитники (авторитетные представители группы, обладающие лидерскими качествами, у них развитая система ценностей и высокий эмоциональный интеллект, способны противостоять буллингу, защищать преследуемых, они редко становятся буллерами и никогда - жертвами, без опасений неодобрения они могут даже привлечь к разрешению ситуации взрослых или старших сверстников);

жертва (это отличный по какому-либо критерию человек: другой национальности, другого роста, других интересов, отличник, любимчик и т.д.; другая категория жертв - активно провоцирующие: это ябеды, капризные, плаксы, выскочки; характер преследуемых тревожный, слабый, самооценка низкая; боязливы, молчаливы, могут испытывать трудности в общении, теряются при необходимости решить проблемную ситуацию).

00000001.png

В рамках анализа студенческих форумов можно выделить специфику классификации участников буллинга в ООВО - преобладает отсутствие последователей буллера, равнодушных и активных защитников. Страх перед переключением буллера на других толкает студентов к роли пассивных наблюдателей, при этом большинство форумчан глубоко сожалеют о своем бездействии, что также является следствием психологической травмы.

Таким образом, опыт столкновения с буллингом в ООВО влияет на поведение и мироощущение всех участников, формируя у них привычку к отношениям доминирования/подчинения и устойчивые паттерны поведения. Обучающиеся, подвергающиеся травле со стороны преподавателя, страдают от тревоги и депрессии, апатии, головных болей, демонстрируют снижение учебной успеваемости, разочарование не только избранной образовательной организации, но и профессией в целом. Профилактика буллинга возможна только при наличии эффективных диагностических инструментов, позволяющих оценить вероятность его возникновения в конкретной ситуации.