Упражнение 3. "Мой герой"

Цель: использование метода рефлексивных инверсий.

Инструкция: каждому участнику необходимо выбрать любимого сказочного героя, а затем изменить его имя, но с условием сохранения звуковых ассоциаций с изначальным. Затем необходимо описать мир этого нового героя, наполнив его новым смысловым содержанием, которое включало бы в себя жизненные цели, ценности, интересы и т.д., а также внешние характеристики этого героя. Участники присваивают себе этот образ, а затем знакомятся со всеми уже под другими - трансформированными именами сказочных героев.

Использование метода рефлексивных инверсий позволяет осуществить, с одной стороны, интенсивную интеллектуальную работу, а с другой - обеспечить свободу внутреннего самоопределения каждого участника в процессе идентификации с героем, за счет процесса наполнения "пустой формы" психологическим содержанием.

В результате знакомства участников рефлепрактики уже в новом амплуа возникает процесс их погружения в иной мир - виртуальную психологическую реальность, в которой живут уже не сами участники, а сказочные персонажи.

После выполнения упражнения перед всеми участниками ставится задача ответить на следующие вопросы.

Существуют ли в жизни их героев проблемно-конфликтные ситуации?

С кем и когда созданные герои попадают в ПКС?

Каковы причины появления ПКС, и как герои справляются с ними?

Для ответов на вопросы дается 5 минут, а затем происходит их обсуждение. Впервые в работе рефлепрактикума проблемы личностного характера актуализируются и преподносятся от лица "иного". Для участников такая форма анализа ПКС является наиболее "безболезненной" и в то же время эффективной.

Психолог фиксирует на ватмане результаты обсуждения в виде перечня основных причин появления проблемно-конфликтных ситуаций, их типологию, а также группы методов, способствующих их разрешению.