Актуальная для российских образовательных практик задача создания и поддержания безопасной среды предполагает изучение различных аспектов отношений между участниками образовательного процесса в высших образовательных организациях, которые могут выступать в качестве источника поддержки или угрозы и оказывать влияние на фоновое переживание безопасности/небезопасности образовательной среды. Одним из вариантов трудной жизненной ситуации выступает феномен буллинга, который является весомым, но мало отрефлексированным фактором переживания образовательной организации высшего образования (далее - ООВО) как небезопасной среды.
Буллинг (от анг. bullying - запугивание, издевательство, травля) - повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Первые исследования буллинга, проводимые психологами и педагогами, начались в Норвегии и Швеции (Д. Лэйн, Д. Олвеус) еще в 70-х гг. XX в. Данное явление изучается учеными из Великобритании, Австралии, Канады и Америки, раскрывающими особенности решения проблемы буллинга в школьной среде (Ch.E. Sanders, G.D. Phye, D. Thompson, S. Sharp, T. Arora, P.K. Smith, C.L. Cooper, Ch. Rayner, H. Hoel, K. Rigby, P.R. Peyton, N. Tehani, K. Conn, D.L. Espelage, S.M. Swearer и др.). Норвежский исследователь буллинга Д. Олвеус <1> определяет его как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте "диспропорциональных "властных" отношений".
--------------------------------
<1> См.: Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley). 1978. 160 - 183; Olweus D. Stability of aggressive reaction patterns in males: A review. Psychological Bulletin. 1979. 86. 852 - 875; Olweus D. Aggression and peer acceptance in adolescent boys: Two short-term longitudinal studies of ratings. Childdevelopment, 1977. 48. 1301 - 1313.
Российские исследователи рассматривают понятие "буллинг" как:
"запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх" <1>;
--------------------------------
<1> Кон И.П. Что такое буллинг и как с ним бороться//Семья и школа. 2006. N 11. С. 1518.
"школьную травлю" (school bullying), включающую в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, затрагивающих процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации <2>;
--------------------------------
<2> См.: Маланцева О.Д. "Буллинг" в школе. Что мы можем сделать?//Социальная педагогика. 2007. N 4. С. 90 - 92.
психологическую, физическую или психологическую агрессию (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и/или стрессировать <3>;
--------------------------------
<3> См.: Ушакова Е.Н. Буллинг - новый термин для старого явления//Директор школы. 2009. N 6. С. 84 - 87.
форму межличностного взаимодействия, где один человек выступает в роли обидчика, а другой - в роли жертвы, которая длительно и систематично подвергается физическому и/или психологическому насилию <4>;
--------------------------------
<4> См.: Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?//Директор школы. 2000. N 3. С. 25 - 32.
стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени встречается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью (силой) <5>;
--------------------------------
<5> См.: Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга//Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2009. N 105. С. 159 - 165.
продолжительное сознательное насилие, которое не является самозащитой и исходит от одного или нескольких человек (И. Бердышев) <6>.
--------------------------------
<6> См.: Бердышев И. Лекарство против ненависти//Первое сентября. 2005. N 18. С. 3.
Таким образом, обобщенное определение буллинга в отечественной психолого-педагогической науке сводится в первую очередь к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно-правовыми актами государства поведению. Во вторую очередь - к длительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, которое "происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание занять лидерскую позицию)" <1>.
--------------------------------
<1> Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011. С. 79.
Из анализа предложенных учеными определений можно выделить следующие особенности буллинга <2>:
--------------------------------
<2> См.: Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации/отв. ред. С.К. Погребная, Т.Н. Чиркова, А.А. Бзыкова и др. Краснодар, 2020. С. 4.
буллинг асимметричен - с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
буллинг подрывает уверенность пострадавшего в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
буллинг - это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Однако анализ студенческих форумов <1> позволяет определить специфику данного явления. Буллинг приобретает вид травли, где в роли буллера выступает преподаватель, а студент-первокурсник превращается в объект для насмешек. По мнению самих участников форумов, "активно травят первогодок молодые преподаватели, пытаясь либо самоутвердиться за их счет, либо показать свою значимость". Таким образом, буллинг (травля) в ООВО - это хронический конфликт, при котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. В таких случаях имеет место преднамеренное, повторяющееся агрессивное поведение отдельных преподавателей в отношении студентов, включающее неравенство власти и социального статуса.
--------------------------------
<1> См.: URL: https://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/5204397/, https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/istorii-studentov-medikov-korruptsii-bullinge-1542019110.html, https://vk.com/liga_forum, https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/01/27/konsultatsiya-dlya-studentov-na-temu-bulling-v-0.
Система проявления буллинга объединяет большие категории <2>: первая категория - проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; вторая категория - проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы. Активные формы унижения в свою очередь включают физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, действия сексуального характера и др.) и психологический (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание). Часто это обидное имя, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов, обидные жесты, изоляция, вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), действия с имуществом (воровство, грабеж, прятанье личных вещей жертвы).
--------------------------------
<2> См.: Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации. С. 5.
Спецификой буллинга в ООВО, по высказываниям участников форумов, является и то, что устоявшаяся в педагогике и психологии категоризация данного явления исключает физический буллинг и ограничивается насмешками, "награждением неприятных прозвищ", прямыми оскорблениями. Обсуждению подвергались и проблемы игнорирования студентов и задаваемых ими вопросов.
Таким образом, чаще всего в ООВО применяется именно буллинг психологический, т.е. воздействие на психику путем словесных высказываний/воздержания от них, чем умышленно причиняются эмоциональные страдания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей