17.1. Условия проведения экспертизы
Экспертиза проводится по заявке, прошедшей регистрацию в соответствии с подпунктом (1) пункта 16 настоящих Правил.
17.2. Содержание экспертизы заявки
При проведении экспертизы заявки проверяется:
- наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (пункты 2.4, 2.5, 2.6 настоящих Правил), и соблюдение установленных требований к документам заявки (пункты 3.1 - 6.10 настоящих Правил), выявляемое без анализа существа полезной модели;
- соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру;
- соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного пунктом 2 статьи 15 Закона, наличие, в случае необходимости, доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям;
- отсутствие явного нарушения требования единства полезной модели (пункт 2.3 настоящих Правил). Проверка заявки на соответствие указанному требованию проводится без анализа существа заявленной полезной модели;
- подана ли заявка на техническое решение, охраняемое в качестве полезной модели (пункты 2.1, 2.2 настоящих Правил);
- правильность классифицирования полезной модели по МПК, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем);
- не изменяют ли дополнительные материалы, если они представлены, сущность заявленной полезной модели и соблюден ли установленный порядок их представления (пункт 17.12 настоящих Правил);
- обоснованность испрашивания в заявке более раннего приоритета, чем дата ее поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
17.3. Запрос исправленных или недостающих материалов заявки
(1) Если в процессе экспертизы заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам или подана на объект, которому не предоставляется охрана как полезной модели, заявителю направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить исправленные или недостающие документы в течение двух месяцев с даты его получения.
Основанием для запроса, в частности, является:
(1.1) отсутствие в заявке, по крайней мере, одного из документов, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Правил, и/или представление документов заявки в количестве экземпляров, меньшем установленного;
(1.2) отсутствие документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере, или документа, подтверждающего основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты;
(1.3) нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 настоящих Правил;
(1.4) отсутствие перевода документов заявки на русский язык, если они представлены на другом языке;
(1.5) отсутствие доверенности на представительство, если заявление подписано представителем заявителя, не являющимся патентным поверенным, или нарушение требований к оформлению доверенности;
(1.6) нарушение порядка подачи заявки;
(1.7) отсутствие в заявлении о выдаче патента реквизитов, подписей, оттиска печати (когда он необходим), предусмотренных настоящими Правилами;
(1.8) выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих их непосредственному репродуцированию, публикации, хранению и/или делающих невозможным ознакомление с ними заинтересованных лиц (нарушение требований к формату листов, размерам полей и т.п., качество печати, затрудняющее прочтение материалов заявки, и т.п.);
(1.9) отсутствие в описании полезной модели структурных разделов, предусмотренных настоящими Правилами (если сведения, которые должны быть изложены в соответствующем разделе, приведены в другом разделе, запрос не направляется), а также замена в описании или формуле полезной модели характеристики признака отсылкой к источнику информации, в котором этот признак раскрыт;
(1.10) наличие в заявке ссылок на источники, не являющиеся общедоступными, либо указаний на невозможность публикации тех или иных содержащихся в ней сведений (не считая сведений об авторах, пожелавших не быть указанными в качестве таковых при публикации сведений о заявке или патенте). Запрос не направляется, если вследствие наличия таких сведений заявка засекречивается в установленном порядке;
(1.11) нарушение требования подпункта (2) пункта 3.3.2.3 настоящих Правил об изложении пункта формулы в виде одного предложения;
(1.12) отсутствие в формуле полезной модели указания объекта, для которого испрашивается правовая охрана;
(1.13) наличие в формуле полезной модели вместо признаков объекта полезной модели только данных о ее эксплуатационных показателях и потребительских свойствах, эффектах и явлениях, имеющих место при ее использовании;
(1.14) явное нарушение требования пункта 2.3 настоящих Правил, согласно которому заявка должна относиться к одной полезной модели или группе полезных моделей, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел, а также пункта 3.3.2.4 настоящих Правил, согласно которому независимый пункт формулы должен относиться только к одной полезной модели или нескольким полезным моделям - вариантам, если они различаются только такими признаками, которые выражены в виде альтернативы;
(1.15) наличие в формуле полезной модели зависимого пункта, предполагающего исключение или замену признака (признаков) полезной модели, охарактеризованной в том пункте формулы, которому он подчинен;
(1.16) несоответствие документов заявки друг другу (название полезной модели, приведенное в заявлении, не соответствует названию, приведенному в описании; в описании полезной модели отсутствуют признаки, указанные в формуле полезной модели; чертежи не соответствуют описанию полезной модели и т.п.);
(1.17) нарушение требований пункта 3.5 настоящих Правил к реферату;
(1.18) наличие в зависимых пунктах многозвенной формулы полезной модели признаков, обуславливающих противоречие полезной модели в соответствующих частных случаях его выполнения или использования общественным интересам, принципам гуманности или морали;
(1.19) необходимость выяснения вопросов, связанных с установлением испрашиваемого в заявке более раннего приоритета;
(1.20) наличие в формуле полезной модели неконкретно выраженного признака ("особый", "специальный", "улучшенный" и т.п.), сочетающееся с наличием в описании конкретной характеристики того же признака;
(1.21) наличие в формуле признаков, имеющих характер словесных, изобразительных или комбинированных обозначений на устройстве, являющемся объектом полезной модели. При этом заявителю сообщается о возможности совпадения таких обозначений или сходства их до степени смешения с товарными знаками (знаками обслуживания), которые зарегистрированы или могут быть зарегистрированы другими лицами для товаров одинакового с устройством назначения или соответствующих видов услуг, либо с наименованиями мест происхождения товаров и, в случае использования полезной модели, - к столкновению прав патентообладателя и владельца товарного знака (знака обслуживания) либо к противоправному применению зарегистрированного наименования места происхождения товара;
(1.22) не соответствие характеристики признаков, включенных в формулу полезной модели, понятиям, содержащимся в описании;
(1.23) необходимость решения вопросов, связанных с рассмотрением заявок на идентичные полезную модель и изобретение, имеющих одну и ту же дату приоритета, в соответствии с пунктом 17.12 настоящих Правил.
(1.24) отсутствие в описании сведений, подтверждающих достаточность признака, охарактеризованного в обобщенном виде, в совокупности с остальными признаками, включенными в независимый пункт формулы полезной модели, для получения технического результата, указанного заявителем;
(1.25) наличие других нарушений требований настоящих Правил к описанию, формуле полезной модели и чертежам, устанавливаемое без анализа существа заявленной полезной модели (группы полезных моделей).
(2) В запросе, направляемом в соответствии с подпунктами (1.14) и (1.15) настоящего пункта, заявителю может быть предложено представить уточненное описание и формулу, относящуюся к одной полезной модели либо к группе полезных моделей, образующих единый творческий замысел, и уплатить (доплатить) соответствующую патентную пошлину, если она окажется необходимой. При этом заявитель уведомляется, что в случае непредставления им в установленный срок запрошенных материалов или ходатайства о продлении указанного срока заявка в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона будет признана отозванной.
(3) При уплате патентной пошлины, предусмотренной пунктом 2 статьи 17 Закона, в размере, меньшем установленного, заявитель уведомляется о необходимости в двухмесячный срок с даты получения запроса привести сумму уплаченной патентной пошлины в соответствие с установленным размером либо внести изменения в формулу полезной модели, если указанное соответствие может быть обеспечено таким путем.
(4) Запрос недостающих и исправленных материалов может направляться заявителю столько раз, сколько это необходимо для устранения недостатков заявки и ее документов.
(5) Исправленный заявителем документ, содержащий наряду с исправлениями, внесенными в соответствии с запросом, также исправления по инициативе заявителя, представляется с соблюдением условий пункта 17.12 настоящих Правил.
(6) Если заявитель в двухмесячный срок не представит запрашиваемые материалы или ходатайство о продлении срока их представления с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной. Если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты подачи заявки в соответствии с пунктом 17.7 настоящих Правил, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки.
Делопроизводство по заявке может быть продолжено в случае восстановления федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности пропущенного срока (пункт 14 настоящих Правил).
17.4. Классифицирование предмета заявки
С целью соотнесения объекта заявки с той или иной отраслью техники заявленные полезные модели классифицируются в соответствии с МПК.
Классифицирование осуществляется при проведении экспертизы заявки.
При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является формула заявленной полезной модели. Для более точного классифицирования привлекаются описание и чертежи. Если заявка охватывает несколько объектов, относящихся к разным рубрикам МПК, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием полезной модели.
Классификационные индексы, установленные на стадии экспертизы, могут быть изменены в процессе проведения информационного поиска в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона.
17.5. Уведомление о несоответствии заявки и исправленных или уточненных документов заявки установленным требованиям
(1) Если в результате рассмотрения заявки без анализа существа заявленных полезных моделей установлено, что заявка подана с явным нарушением требования единства полезной модели (пункт 2.3 настоящих Правил), заявителю направляется уведомление об этом и предлагается в течение двух месяцев с даты его получения сообщить, какая из полезных моделей должна рассматриваться, и, при необходимости, внести уточнения в материалы заявки.
Если в процессе экспертизы заявитель изменял формулу полезной модели, проверка проводится по отношению к последней предложенной заявителем в установленном порядке формуле.
Если заявитель не сообщит в установленный срок, какую из полезных моделей следует рассматривать, и не представит уточненные документы, экспертиза проводится только в отношении полезной модели, указанной в формуле первой.
(2) Если дополнительные материалы в целом или в части изменяют сущность заявленной полезной модели и/или представлены с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 17.12 настоящих Правил, заявитель уведомляется о том, что они не могут быть в целом или в соответствующей части приняты во внимание при экспертизе.
В том случае, когда установлено, что дополнительные материалы, исправляющие или уточняющие документы заявки, представлены с нарушением требований пункта 9 настоящих Правил, заявитель уведомляется об этом и о последствиях несоблюдения этих требований, указанных в подпункте (2) пункта 9 настоящих Правил.
Об указанных нарушениях заявитель может быть уведомлен также в запросе, направляемом при наличии оснований для этого.
17.6. Уведомление о невозможности предоставления полезной модели правовой охраны в соответствии с Патентным законом Российской Федерации
На основании пункта 5 статьи 3 Закона полезным моделям, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана не предоставляется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона, если при рассмотрении заявки на полезную модель будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне. При этом заявителю сообщается о невозможности получения по такой заявке патента на полезную модель и о возможности отзыва заявки на полезную модель или преобразования ее в заявку на секретное изобретение. Рассмотрение такой заявки приостанавливается до получения соответствующего заявления заявителя или рассекречивания заявки.
17.7. Установление даты подачи заявки
(1) В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона датой подачи заявки считается дата поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание полезной модели и чертежи, если в описании на них имеется ссылка. При неодновременном представлении указанных документов датой подачи заявки считается дата поступления последнего из них.
(1.1) В качестве заявления о выдаче патента для целей установления даты подачи заявки наряду с заявлением, составленным и оформленным в соответствии с требованиями пункта 3.1 настоящих Правил, могут быть признаны документ или несколько документов, представленные на русском языке и содержащие явное или подразумеваемое указание на то, что эти и другие поступившие вместе с ними документы в совокупности (далее - первоначальные документы) следует рассматривать как заявку на выдачу патента на полезную модель, а также указания, позволяющие установить, кто является заявителем и как связаться с ним.
(1.2) В качестве описания полезной модели для целей установления даты подачи заявки наряду с описанием, составленным и оформленным в соответствии с требованиями пункта 3.2 настоящих Правил, может быть признан документ, представленный на любом языке, внешне выглядящий как описание.
(2) Если первоначально поступившие документы не удовлетворяют требованиям подпункта (1) настоящего пункта или установлено, что в документе, признанном в качестве описания, предположительно отсутствует какая-либо часть или отсутствует чертеж, на который имеется ссылка в указанном документе, заявителю незамедлительно направляется запрос с предложением устранить эти недостатки в течение двух месяцев с даты получения запроса.
(3) При поступлении до истечения двух месяцев с даты получения заявителем запроса, предусмотренного подпунктом (2) настоящего пункта, дополнительных материалов, устраняющих отмеченные недостатки заявки, в качестве даты подачи заявки устанавливается дата поступления недостающих части описания или чертежа или дата, на которую окажутся выполненными требования подпункта (1) настоящего пункта, в зависимости от того, какая из них является более поздней.
(4) При непредставлении в случае, предусмотренном подпунктом (2) настоящего пункта, в срок, указанный в этом подпункте, запрашиваемых дополнительных материалов или просьбы о продлении срока их представления заявка признается отозванной. Заявителю направляется решение о признании заявки отозванной.
(5) В случае, если после поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальных документов, не удовлетворяющих требованиям подпункта (1) настоящего пункта, запрос, предусмотренный подпунктом (2) настоящего пункта, не был направлен в связи с отсутствием в первоначальных документах указаний, позволяющих связаться с заявителем, в качестве даты подачи заявки устанавливаются дата поступления недостающих части описания или чертежа или дата, на которую окажутся выполненными требования подпункта (1) настоящего пункта, в зависимости от того, какая из них является более поздней, при условии представления дополнительных материалов, устраняющих недостатки заявки, в течение двух месяцев с даты поступления первоначальных документов.
(6) При непредставлении дополнительных материалов в случае, предусмотренном подпунктом (5) настоящего пункта, в указанный в этом подпункте срок первоначальные документы не квалифицируются в качестве заявки на выдачу патента на полезную модель, а поступившие впоследствии документы, идентифицированные как имеющие отношение к этим первоначальным документам, присоединяются к ним без рассмотрения.
(7) При изъятии заявителем представленных им недостающих части описания или чертежа не позднее двух месяцев с даты представления этих материалов в качестве даты подачи заявки устанавливается дата, на которую выполнены требования подпункта (1) настоящего пункта.
17.8. Решение об отказе в выдаче патента
Если в результате экспертизы заявки установлено, что она подана на техническое решение, не охраняемое в качестве полезной модели, заявителю направляется решение об отказе в выдаче патента (пункт 2 статьи 23 Закона).
Заявленное предложение не признается относящимся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, если оно в целом в том виде, как охарактеризовано в пункте формулы, не является техническим решением, относящимся к устройству (пункт 2.1 настоящих Правил) или подпадает под перечень предложений, приведенных в пункте 2.2 настоящих Правил.
В случае, когда объект, охарактеризованный в каком-либо пункте формулы, с учетом изложенного выше, не относится к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, заявителю направляется запрос с изложением доводов, которые могут послужить основанием для отказа в выдаче патента, ссылок на соответствующие источники информации, если они необходимы, и предложением опровергнуть приведенные доводы с подтверждением формулы полезной модели либо изменить формулу полезной модели, скорректировав или изъяв из нее соответствующий пункт.
Если в своем ответе заявитель не опроверг доводы экспертизы и не привел формулу с предложенными в запросе изменениями, принимается решение об отказе в выдаче патента.
При этом в решении может быть отмечена принципиальная охраноспособность предложений, охарактеризованных в других пунктах формулы, если это установлено в процессе экспертизы.
17.9. Установление приоритета полезной модели
17.9.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона приоритет полезной модели устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (порядок установления даты подачи заявки приведен в пункте 17.7 настоящих Правил).
17.9.2. При испрашивании заявителем приоритета полезной модели по дате, более ранней, чем дата подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливается соблюдение заявителем условий, указанных в пунктах 2 - 6 статьи 19 Закона, при этом проверка соблюдения условия раскрытия заявленной полезной модели в материалах, являющихся основанием для испрашивания приоритета, при проведении экспертизы не проводится.
17.9.2.1. Установление конвенционного приоритета
При испрашивании заявителем конвенционного приоритета (в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих условий:
- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет (далее - конвенционная заявка), заявителем первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция) или его правопреемником в течение двенадцати месяцев с даты подачи первой заявки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца, если по не зависящим от заявителя обстоятельствам он не мог быть соблюден. Если заявка подана в течение указанных двух месяцев, проверяется, названы ли заявителем такие обстоятельства и, если они названы, устанавливается необходимость документального подтверждения того, что эти обстоятельства имели место;
- представление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета до истечения двух месяцев с даты подачи такой заявки в федеральный орган исполнительной власти интеллектуальной собственности;
- представление в федеральный орган исполнительной власти интеллектуальной собственности заверенной копии первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи в федеральный орган исполнительной власти интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.
17.9.2.2. Установление приоритета по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке
При испрашивании заявителем приоритета полезной модели по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке (в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих условий:
- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленной полезной модели. В том случае, когда вывод о признании дополнительных материалов изменяющими сущность получен в результате рассмотрения заявки на экспертном совещании и зафиксирован в протоколе, датой получения заявителем указанного уведомления считается дата получения заявителем копии протокола;
- заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета, не отозвана и не признана отозванной до даты подачи заявки, по которой испрашивается приоритет.
17.9.2.3. Установление приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя
При испрашивании заявителем приоритета полезной модели по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности его более ранней заявки (в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих условий:
- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение или в течение 6 месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель;
- по ранее поданной заявке не испрашивался приоритет изобретения или полезной модели более ранний, чем дата подачи этой заявки;
- ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной до даты подачи заявки, по которой испрашивается приоритет.
При испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок указанные условия должны быть соблюдены в отношении каждой из них.
При подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.
17.9.2.4. Установление приоритета полезной модели по выделенной заявке
При испрашивании заявителем приоритета полезной модели по выделенной заявке (в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона) проверяется соблюдение следующих условий:
- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выделенной заявки заявителем первоначальной заявки или его правопреемником до принятия по первоначальной заявке на изобретение или на полезную модель решения об отказе в выдаче патента, возможность подачи возражения на которое исчерпана, или до даты регистрации изобретения или полезной модели в соответствующем Государственном реестре Российской Федерации в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента;
- первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной до даты подачи выделенной заявки.
При соблюдении указанных условий приоритет полезной модели устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета. Если первоначальная заявка является конвенционной, то датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если имеется соответствующая просьба заявителя.
17.9.2.5. Установление нескольких приоритетов
В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов (в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона), в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов проверяется соблюдение условий, перечисленных в пунктах 17.9.2.1 - 17.9.2.4 настоящих Правил.
В частности, если для полезной модели, охарактеризованной в одном из независимых пунктов формулы полезной модели, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя (пункт 17.9.2.3 настоящих Правил), а в отношении полезной модели, охарактеризованной в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (пункт 17.9.2.2 настоящих Правил), то в отношении каждой из указанных полезных моделей должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте.
Если заявителем при испрашивании нескольких приоритетов не разнесены его даты по пунктам многозвенной формулы полезной модели, заявителю предлагается указать, каким пунктам формулы соответствуют даты испрашиваемого приоритета, при этом заявитель уведомляется о том, что в случае непредставления соответствующих сведений в отношении всех пунктов формулы устанавливается приоритет по наиболее поздней дате.
17.9.2.6. При соблюдении требований, указанных в пунктах 17.9.2.1 - 17.9.2.5 настоящих Правил, в отношении заявленной полезной модели устанавливается испрашиваемый приоритет.
В случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 17.9.2.1 - 17.9.2.5 настоящих Правил, приоритет полезной модели устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с пунктом 17.9.1 настоящих Правил по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Если указанное условие не соблюдено в отношении какой-либо полезной модели из охарактеризованной в многозвенной формуле, приоритет по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности устанавливается только для этой полезной модели.
17.10. Решение о выдаче патента
Если в результате экспертизы установлено, что заявка подана на техническое решение, охраняемое в качестве полезной модели, содержит все необходимые документы и эти документы оформлены с соблюдением требований к ним, установленных настоящими Правилами, принимается решение о выдаче патента на полезную модель с формулой, предложенной заявителем (пункт 2 статьи 23 Закона) с указанием даты подачи и установленного приоритета полезной модели, если испрашивался более ранний приоритет.
В том случае, когда предложенная заявителем формула полезной модели содержит ошибки в орфографии, пунктуации, при подготовке решения о выдаче патента в формулу вносятся соответствующие исправления.
В решении указывается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона патент выдается без проверки соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, установленным в пункте 1 статьи 5 Закона.
17.11. Особенности рассмотрения заявки на полезную модель при установлении наличия другой заявки на идентичное изобретение или полезную модель, имеющие ту же дату приоритета
(1) Если установлено, что рассматриваемая заявка подана на предложение, относящееся к объектам, охраняемым в качестве полезных моделей, и документы ее оформлены правильно, но имеется другая не отозванная или не признанная отозванной заявка на идентичную полезную модель или изобретение, имеющая ту же самую дату приоритета, то заявителям таких заявок направляется уведомление, в котором сообщается о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона патент может быть выдан только по одной из заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями.
Если заявки на идентичные полезные модели или полезную модель и изобретение поданы одним и тем же заявителем, то в уведомлении ему сообщается, что выдача патента возможна только по одной заявке, которая им будет указана.
В течение 12 месяцев с даты получения соответствующего уведомления заявители должны сообщить, по какой из заявок и кому следует выдать патент, а заявитель, подавший заявки на идентичные полезные модели или полезную модель и изобретение, - о своем выборе. При выдаче патента по одной из заявок все авторы, перечисленные в заявках, признаются соавторами в отношении полезной модели, идентичной изобретению или полезной модели по другой заявке.
При непоступлении в установленный срок указанного сообщения или ходатайства о продлении этого срока в порядке, определенном пунктом 13 настоящих Правил, заявки признаются отозванными.
Сообщение заявителю рассматриваемой заявки каких-либо библиографических данных заявки, поданной другим заявителем, содержащей идентичное изобретение или полезную модель, и раскрытие ее содержания до того, как с материалами этой заявки вправе будет ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 6 статьи 21 или частью второй статьи 25 Закона, допускается только при согласии на это заявителя другой заявки.
(2) Идентичность полезных моделей (или изобретения и полезной модели) устанавливается на основании формул, в отношении которых получен вывод о возможности выдачи патента.
Полезные модели (или изобретение и полезная модель) признаются идентичными, если полностью совпадают содержания независимых пунктов формулы, а в случае, когда в независимых пунктах (или в одном из них) содержатся признаки, охарактеризованные альтернативными понятиями, то если имеет место совпадение в отношении совокупностей, включающих хотя бы некоторые из таких понятий.
17.12. Проверка дополнительных материалов
(1) В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона заявитель имеет право внести в документы заявки исправления и уточнения без изменения сущности заявленной полезной модели до принятия по этой заявке решения о выдаче патента либо решения об отказе в выдаче патента.
При поступлении дополнительных материалов, предусматривающих внесение изменений в документы заявки, и представленных по истечении двух месяцев с даты подачи заявки, необходимо проверить, относятся ли указанные изменения к внесенным по инициативе заявителя и, если они относятся к таковым, представлен ли вместе с указанными материалами документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.
При непредставлении указанного документа вместе с дополнительными материалами последние не принимаются во внимание при рассмотрении заявки, о чем заявитель уведомляется.
При решении вопроса о том, относятся ли изменения документов заявки к внесенным по инициативе заявителя, следует руководствоваться следующим:
- изменения документа заявки, представленные заявителем как после получения им какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, так и без получения такого сообщения, не считаются внесенными по инициативе заявителя, если эти изменения направлены на устранение нарушения требования к документу заявки, допущенного при его подготовке;
- изменения документа заявки, представленные заявителем после получения им какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, не считаются внесенными по инициативе заявителя, если эти изменения связаны с содержанием такого письменного сообщения экспертизы.
Все иные изменения документов заявки, представленные заявителем как после получения им какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, так и без получения такого сообщения, являются изменениями документов заявки по инициативе заявителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона такие изменения могут быть внесены заявителем до принятия по заявке решения о выдаче патента либо решения об отказе в выдаче патента.
(2) В отношении дополнительных материалов, представленных заявителем по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проверяется соблюдение заявителем установленных сроков их представления.
Указанные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса.
При проверке соблюдения заявителем установленных сроков следует руководствоваться подпунктом (2) пункта 8 настоящих Правил.
Если установлено, что заявитель представил дополнительные материалы с нарушением указанных сроков (и эти сроки не продлевались в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил), принимается решение о признании заявки отозванной.
(3) При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они сущность заявленной полезной модели. Дополнительные материалы признаются изменяющими сущность заявленной полезной модели, если они содержат подлежащие включению в формулу признаки, не раскрытые на дату подачи заявки в описании, а также в формуле, если она содержалась в заявке на дату ее подачи. Признаки считаются подлежащими включению в формулу полезной модели не только в том случае, когда они содержатся в представленной заявителем уточненной формуле, но и когда заявитель лишь указывает на необходимость включения в формулу полезной модели таких признаков.
Если на дату подачи заявки признак полезной модели был выражен в документах заявки общим понятием без раскрытия частных форм его выполнения, то представление такой формы выполнения в дополнительных материалах с отнесением ее к признаку, подлежащему включению в формулу полезной модели, является основанием для признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленной полезной модели.
Признаки, упомянутые на дату подачи заявки в описании полезной модели лишь в отношении уровня техники, в том числе и ближайшего аналога полезной модели, не относятся к признакам заявленной полезной модели, содержащимся на указанную дату в документах заявки.
Если заявленная полезная модель относится к применению устройства по определенному назначению, то изменяющими сущность признаются дополнительные материалы, содержащие указание назначения применяемого устройства и/или иных признаков, используемых для характеристики этого устройства, отсутствующих на дату подачи заявки в описании, а также в формуле, если она содержалась в заявке на дату ее подачи.
Дополнительные материалы, содержащие наряду с отсутствующими на дату подачи заявки в указанных выше документах заявки признаками, подлежащими включению в формулу полезной модели, также иные сведения, необходимые для рассмотрения заявки (дополнительные примеры реализации полезной модели, указание на возможность получения дополнительного технического результата, уточненные графические материалы и т.д.), признаются изменяющими сущность лишь в части. При этом иные сведения, содержащиеся в дополнительных материалах, учитываются при проведении экспертизы.
В случае признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленной полезной модели заявителю сообщается (в очередном направляемом ему документе экспертизы) о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы. При этом дальнейшее рассмотрение заявки продолжается в отношении представленной в этих дополнительных материалах формулы полезной модели, но без учета признаков, не раскрытых на дату подачи заявки в описании, а также в формуле, если она содержалась в заявке на дату ее подачи.
(4) В том случае, когда в дополнительных материалах содержится формула полезной модели, измененная заявителем, устанавливается, включает ли эта формула иную полезную модель по сравнению с формулой, в которую вносились изменения.
(4.1) Измененная формула признается содержащей иную полезную модель в случаях:
- включения в формулу дополнительного независимого пункта;
- замены родового понятия, отражающего назначение, другим, не равнозначным, не пересекающимся и не находящимся в отношении подчинения понятием.
(4.2) В том случае, когда формула полезной модели, измененная заявителем, включает иную полезную модель по сравнению с формулой, в которую вносились изменения, проверяется наличие документа, подтверждающего уплату пошлины в установленном размере.
(4.3) Если документ, подтверждающий уплату пошлины в соответствии с подпунктом (4.2) настоящего пункта, не представлен, изменения формулы во внимание не принимаются, о чем заявитель уведомляется.
(5) В отношении дополнительных материалов, поступивших по факсу, применяются положения пункта 2.7 настоящих Правил.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей