7. Психологические аспекты тренировочного процесса в адаптивном спорте
Психологические знания демонстрируют свою необходимость в структуре базовой теоретической подготовки специалистов по физической культуре, спорту и туризму. Эффективность работы специалиста в сфере физической культуры, тренера в значительной степени зависит от наличия у них психологических знаний и умений. Организовать тренировочный процесс тренеру, процесс физического воспитания преподавателю физической культуры, обеспечить успешное выступление спортсменов на соревнованиях невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуациях. Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для специалистов, работающих с людьми.
Знание психологических аспектов тренировочного процесса в спорте (адаптивном спорте) связано со следующими действиями: 1) направленное содействие развитию у спортсменов профессионального сознания и мышления; 2) включение в процесс физического воспитания и спортивной деятельности на всех этапах подготовки спортсмена; 3) проявление творческого подхода в тренировочной деятельности; 4) формирование у спортсмена необходимых умений при использовании психологического знания в области обучения и воспитания.
Непрерывное совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций тренерского состава невозможно без знаний психологических особенностей спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и должно быть направлено на освоение новых научно-практических знаний, знакомство с современными методиками психофизиологического контроля функционального состояния и уровня функциональной подготовленности спортсменов в адаптивном спорте, совершенствование умений планировать тренировочный процесс по видам адаптивного спорта.
В качестве результата в процессе занятий адаптивной физической культурой или адаптивным спортом можно назвать в том числе развитие и совершенствование психических процессов: ощущений, представлений, мышления, восприятия и т.д. спортсмена с инвалидностью. Любая психологическая работа, проводимая спортсменом самостоятельно или под руководством тренера, должна учитывать влияние и выраженность ограничений здоровья у таких спортсменов. Эти ограничения напрямую или косвенно оказывают сдерживающее влияние не только на мотивацию занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, но и могут выступать дополнительным стимулом к повышению двигательной активности, что следует учитывать при планировании тренировочного процесса.
Анализ литературы по различным психологическим аспектам адаптивного спорта позволяет выделить следующие мотивы занятий адаптивной физической культурой и спортом, знание которых могут помочь составить тренеру детальный психологический портрет спортсмена с инвалидностью:
Внутренние мотивы исходят непосредственно из процесса занятий физическими упражнениями. Имеет значение возраст, в котором занятия спортом стали носить систематический (профессиональный) характер. Приносят ли занятия физическими упражнениями удовольствие от двигательной активности или происходит формирование мотива "на преодоление" своего заболевания (состояния)? Что побуждает (выступает внутренним мотивом) на дальнейшего занятия? Тренер или специалист в сфере адаптивной физической культуры должны стремиться к формированию внутренней мотивации у спортсменов.
Внешние мотивы лежат за пределами субъекта деятельности. В качестве внешних мотиваторов спортсмена могут быть учителя, родители, друзья, спортсмены-паралимпийцы и т.п., но в силу нестойкого влияния этих мотивов "созерцание не становится действием", эффективность воздействия внешних мотивов редко бывает высокой.
2. Осознаваемые и неосознаваемые.
Спортсмены, получившие инвалидность в детском возрасте, занимаясь физической культурой, спортом, зачастую не осознают, что послужило причиной заниматься этим видом деятельности, зачем им это нужно (неосознаваемые мотивы). По мере взросления учащихся или достижения результатов мотивы приобретают определенную осознанность, повышается значимость деятельности, происходит качественный переход и закрепление (усиление) такого мотива во внутренней структуре личности.
Как правило, степень проявления мотива может проявляться постоянно и носить устойчивый характер или быть ситуативными (временными). Чтобы мотивы закрепились и были устойчивыми, спортсмен должен получать подкрепление (удовольствие, награждение) от занятий и достижением определенных (планируемых) результатов.
4. Процессуальные и результативные.
Процессуальные мотивы реализуются в процессе занятий адаптивной физической культурой или адаптивным спортом: спортсмен удовлетворяет потребность в движениях, получает развитие физических качеств, эмоциональное подкрепление от процесса деятельности (азарт, соперничество, мышечные ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений и от победы). Формированию именно этой мотивации должно быть уделено постоянное внимание в ходе реализации подготовки. Результативные мотивы направлены на результат деятельности. В процессе занятий как физической культурой, так и спортом личность стремится к какому-то результату, достигнуть который можно в течение длительных и систематических тренировок. Мотивы этой группы могут быть направлены на: 1) самосовершенствование (укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение ограничений, развитие физических и волевых качеств); 2) самовыражение и самоутверждение (стремление стать самостоятельным, развить ловкость или силу, "быть как все", выступать в спортивных соревнованиях и т.п.). Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. Формированию таких мотивов в большей мере способствуют занятия в спортивных секциях, где спортивное соревнование является необходимым компонентом.
Учитывая всю важность влияния физических упражнений на организм человека и вероятность наступления инвалидности в любом возрасте, необходимо с первых лет обучения в образовательных организациях формировать в детском возрасте мотивы к занятию физической культурой, а при наступлении инвалидности с детства - адаптивной физической культурой.
Для формирования и закрепления всех перечисленных мотивов рекомендуется: 1) обеспечить доступность архитектурной среды на спортивных объектах, образовательных организациях для занятий адаптивной физической культурой; 2) пропагандировать адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт не только проведением соревнований разного уровня, но и повышением престижа уроков адаптивной физической культуры, превращая их в праздничное, радостное, эмоциональное занятие; 3) содержание уроков адаптивной физической культуры сделать динамичным, отдавая предпочтение различным видам адаптивного спорта.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие факторы, при влиянии которых создаются условия для воспитывающей спортивной деятельности:
1. Занятия адаптивной физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу коллективу (стране). Занятия спортом - не только укрепление здоровья и развитие личности спортсмена, но и решение важной государственной задачи - развитие адаптивного спорта.
2. Главным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Спорт должен использоваться не просто для развития физических качеств, а для их разумного применения (адаптации, реабилитации). С помощью физических упражнений должны развиваться и интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества.
3. Спортивная деятельность должна быть инициативной и творческой. В этом случае у занимающихся формируется самостоятельное принятие учебных задач за собственные, что будет способствовать формированию личности.
4. Если у занимающихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к спорту, то это уже залог его воспитательного воздействия. Любовь к спорту заставляет занимающихся отказываться от вредных привычек и воспитывать у себя многие личностные положительные качества. Особенно важно сформировать интерес к спорту у начинающих спортсменов, так как их спортивная деятельность не всегда мотивируется осознанием ее действительной или предстоящей общественной важности.
5. Используемые в спортивной деятельности наказания не должны вызывать у занимающихся отвращения к спортивному наставнику и самой деятельности. Прежде чем применить какое-либо наказание, тренер (преподаватель) должен точно знать, какова будет реакция его воспитанника. В противном случае могут возникнуть нежелательные последствия (неприязнь к тренеру (преподавателю), уход из команды (секции), уход из спорта). Вряд ли будет уместным и, уж конечно, не принесет положительного эффекта на здоровье спортсмена прекращение занятий.
Многие цели воспитания в спортивной деятельности достигаются при условии учета возрастных, психологических особенностей личности и состояния здоровья спортсмена. При соблюдении перечисленных условий спортивная деятельность становится важным фактором в воспитании спортсмена.
При занятиях адаптивной физической культурой и спортом воля, как интегральное психическое проявление, представляется в виде волевых действий, сопутствующих выполнению любого физического упражнения (техники бега, прыжка, бросок или прием мяча и т.д.). Признаками волевых действий являются:
- наличие побуждения к совершению действия;
- осознание возникшей и требующей своего удовлетворения потребности;
- представление цели действия, его конечного результата;
- представление средств, необходимых для достижения намеченной цели;
- намерение и решение осуществлять данное действие. При этом различают такие виды решений: а) привычное (принимается без размышлений и колебаний); б) без достаточного основания (принимаемое как попытка выйти из создавшегося положения); в) осознанное решение, осуществляемое на основе тщательного анализа всех обстоятельств;
- волевые усилия выражаются в побуждении человека действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия объекта;
- выполнение принятого решения осуществляется путем рабочих операций с помощью намеченных средств.
Перед выполнением, а также в процессе выполнения физических упражнений у человека возникает определенное психическое состояние, так называемое волевое усилие - состояние внутренней психической напряженности человека, возникшее в связи с необходимостью преодоления трудностей.
Необходимо учитывать степень ограничений здоровья спортсмена при выполнении физических упражнений, т.к. в разной степени участвуют в суммировании его физической активности неодинаковые по своей значимости волевые усилия (в каждом конкретном случае), связанные:
в) с преодолением усталости и неблагоприятных эмоциональных состояний.
Постоянно проявляемое в спортивной деятельности волевое усилие (психическое состояние) трансформируется в волевое качество (свойство личности). Например, постоянное преодолений чувства страха способствует развитию волевого качества смелости; преодоление усталости в плавании, беге и т.д. способствует развитию волевого качества настойчивости. Психологи различают следующие волевые качества: дисциплинированность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка.
Волевые качества не всегда взаимосвязаны между собой. Спортсмен может быть, например, настойчивым, но несмелым, инициативным, но невыдержанным и т.д., т.е. необязательно все волевые качества могут быть высоко развиты даже у высококвалифицированных спортсменов.
Основное значение психолого-педагогических знаний тренера (преподавателя) - повышение эффективности тренировочного процесса - невозможно без изучения психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки спортсменов к соревнованиям.
Тренер (преподаватель) должен учитывать мнение спортивных психологов (быть самостоятельно подготовлен к решению) следующих конкретных задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение (совместно с другими специалистами спортивной команды) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта с целью поиска таких форм организации, которые способствуют формированию у спортсменов и команд требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий повышения эффективности спортивной тренировки:
- раскрытие внутренней структуры спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов;
- пути формирования специальных знаний, умений и навыков спортсмена;
- условия, обеспечивающие успешность действий спортсменов, в том числе командных. Все это требует от спортивных психологов:
а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
б) определения путей максимального использования возможностей организма спортсмена как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с "биологической обратной связью");
в) психологическое описание отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) моделирование соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявления психологических факторов, сближающих условия тренировок с условиями соревнований.
3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов и учет:
а) функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях, регулирование неблагоприятных психических состояний;
в) психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям;
г) психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям на различных этапах многолетней спортивной тренировки.
4. Разработка оптимальных психологических условий, снижающих травматизм, переутомление, предупреждающих профессиональные заболевания и причинение вреда личности спортсменов:
а) психологические закономерности формирования динамического равновесия в системе "субъект спортивной деятельности - спортивная среда";
б) учет структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры в процессе спортивного совершенствования в различных видах спорта;
в) психологические проблемы отбора и спортивной ориентации (определение пригодности личности к конкретному виду спорта и перспектив ее развития в условиях занятий им способствует более полному раскрытию спортивных талантов);
г) учет психических состояний спортсменов и закономерностей динамики этих состояний в различных условиях спортивной деятельности;
д) анализ индивидуальных свойств личности и психических состояний как факторов успешности и безопасности спортивной деятельности;
е) выявление факторов, влияющих на возникновение неблагоприятных предстартовых состояний, и обоснование путей и средств их предотвращения.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивной команде:
а) механизмы формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработка методов управления ими в целях создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) психологические аспекты и закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработка критериев психологической совместимости спортсменов;
в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
г) изучение роли личности тренера и влияния стиля руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды, разработка путей и методов укрепления авторитета тренера, спортивного педагога, капитана команды.
6. Изучение психологических аспектов воспитания спортсменов:
а) изучение структуры и законов функционирования мотивационной сферы спортсменов;
б) разработка методов и путей формирования устойчивых социально значимых мотивов поведения спортсменов.
В тренировочном процессе в адаптивном спорте, с одной стороны, необходимо понимать, что спортсмен имеет ограниченные возможности здоровья и что спортивная деятельность является сферой проявления возможностей человека, с другой стороны, спортивная деятельность направлена на удовлетворение потребностей общества.
Психика, сознание человека, личность в целом не только проявляются, но и формируются в процессе спортивной деятельности. Постоянные тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях развивают функции (психические, физические), лежащие в основе спортивной деятельности, как и в любой другой. Человек создает сам себя: о нем судят по его выступлениям, по его активности в спорте.
Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлены необходимостью удовлетворять определенные потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение, выполняющее функции пускового механизма. Высокую значимость в результативности спортивной деятельности имеют цели - ближайшие, промежуточные, перспективные. Мотивы, являясь внутренней побудительной силой, выступают основным фактором стремления к занятиям спортом и достижению результатов.
Если в массовом спорте и на начальных этапах занятий спортом предпосылки (способности) не являются обязательной составляющей психологической структуры спортивной деятельности, то в спорте высших достижении этот фактор становится обязательным.
Психологическое обеспечение тренировочного процесса невозможно без создания психологических предпосылок, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности спортсмена. Для достижения этой цели работа по психологическому обеспечению включает следующие направления:
1) психодиагностика, которая предусматривает выявление и изучение:
- исходного уровня развития психических процессов, обеспечивающих успешность в конкретном виде спорта;
- индивидуально-психологических особенностей занимающихся (характер, темперамент, способности);
- психических состояний в тренировочной деятельности (доминирующих и актуальных);
- характера взаимоотношений между спортсменами и между тренером и спортсменами.
По результатам диагностики спортсмену и тренеру даются рекомендации:
- по комплектованию спортивных групп на основе психологической совместимости и успешности совместной работы партнеров;
- для занятий в том виде спортивной деятельности, к которой спортсмен более всего предрасположен и добьется в нем высоких результатов;
- по организации индивидуального подхода при обучении спортсменов, планировании объема и интенсивности тренировочных нагрузок, вида спортивных упражнений в связи с состоянием спортсмена;
- по управлению взаимоотношениями в спортивной команде;
- по развитию необходимых психических процессов, волевых качеств;
2) формирование оптимальной структуры спортивной мотивации
Целью данного направления является формирование и сохранение у спортсменов устойчивой мотивации к занятиям спортом. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
- формирование устойчивого интереса к спорту;
- формирование синдрома достижения успеха и нейтрализация мотива избегания неудачи;
- формирование оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации на том или ином этапе многолетней подготовки спортсменов;
- оптимизация соотношения уровня притязаний и возможностей спортсмена;
- удовлетворение актуальных потребностей спортсмена;
- формирование ценностного отношения к занятиям спортом;
- предотвращение возможных неудач при занятиях спортом;
- обеспечение эмоционального удовлетворения спортсменов при занятиях спортом;
- предотвращение у занимающихся неблагоприятных психических состояний (монотонии, психического пресыщения, страха и др.);
3) развитие и совершенствование психических функций, свойств и профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность тренировочной деятельности
Целью данного раздела работы психологического обеспечения тренировочного процесса является развитие (формирование) и совершенствование тех психических функций, свойств и профессиональных качеств, которые являются ведущими в том или ином виде спортивной деятельности:
- свойств внимания (концентрации, переключения, распределения) в зависимости от их значимости в спортивной деятельности;
- ощущений (мышечно-двигательных, зрительных, вестибулярных) в зависимости от их значимости в спортивной деятельности;
- представлений движений (идеомоторная тренировка);
- воображения, необходимого для овладения психорегуляцией;
- результативности (как качества личности) спортивной деятельности;
- адекватной самооценки своей подготовленности;
- умений управлять своим состоянием, поведением, деятельностью;
4) формирование психологической структуры спортивной деятельности
Работа психолога, тренера со спортсменами по данному направлению представляется одной из составляющих психологического обеспечения подготовки спортсменов. При этом важным является ее своевременность, так как сформировавшиеся в процессе занятий спортом ненужные стереотипы поведения, деятельности, реагирования в дальнейшем трудно перестроить. В содержание данной работы входит обучение и анализ:
- целеполагание, являющееся важным компонентом психической регуляции спортивной деятельности. Цели привлекают сознание, над чем надо работать, мобилизуют энергию и волю спортсмена;
- формирование у спортсменов устойчивой спортивной мотивации;
- анализ значимых условий спортивной деятельности с поиском причин неудач и успеха, их объяснением;
- обучение спортсменов идеомоторной тренировке и побуждение их к ее использованию на занятиях;
- побуждение спортсменов к качественному выполнению тренировочных заданий;
- обучение спортсменов самостоятельному формированию состояния психической готовности к выполнению физических упражнений;
- обучение спортсменов самоконтролю за состоянием, поведением, выполнением движений. Самоконтроль выступает как элемент контрольно-оценочного компонента деятельности спортсмена;
- формирование у спортсменов представления об объективных и субъективных признаках оптимального боевого состояния;
- обучение спортсменов использованию психологических знаний при развитии физических качеств и при освоении техники спортивных упражнений - осуществление интеграции психологической подготовки с физической и технической;
- обучение и побуждение спортсменов к систематическому анализу результатов тренировочных занятий;
- обеспечение восстановления работоспособности спортсменов в процессе тренировочных занятий и по их окончании с использованием психологических (психорегулирующая тренировка) и физических средств.
Таким образом, методология системного психологического анализа в спортивной деятельности, способствующая выполнению требований комплексного решения проблем физического воспитания и спорта, становится неотъемлемой частью работы тренера (преподавателя), но не стоит забывать о важности внутренней психологической работы спортсмена и обучение психорегуляции, которое следует начинать уже на этапе начальной спортивной специализации, т.к. в это время начинается накопление соревновательного опыта, что обусловливает формирование определенных стереотипов поведения.
Назначение психорегуляции спортсмену сводится к следующему:
1) содействие овладению техникой спортивных достижений;
2) формирование психологической структуры спортивной деятельности;
3) использование спортсменом приемов достижения оптимального психического состояния на соревнованиях;
4) содействие реализации спортсменом на соревнованиях накопленного на тренировках потенциала;
5) восстановление психической работоспособности после тренировок и соревнований;
6) повышение устойчивости к воздействию стресс-факторов.
Для формирования навыков психической саморегуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной специализации предлагается базовая часть обучения психорегуляции, которая состоит из подготовительного и основного этапов.
Подготовительный этап предусматривает проведение групповых бесед для формирования у занимающихся необходимых знаний и умений, совершенствование психических функций, обусловливающих развитие умений психорегуляции. К таким функциям относятся концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение; ощущения. Для развития этих функций рекомендуются психотехники, предлагаемые в научно-методической литературе.
Основной этап, предполагающий развитие умений к расслаблению, успокоению и мобилизации с использованием приемов психорегулирующей тренировки. Базовая часть обучения психорегуляции необходима спортсменам независимо от вида спорта.
На этапе углубленной спортивной специализации формирование умений психорегуляции осуществляется с использованием средств базовой и индивидуально-специализированной частей обучения психорегуляции. Разрабатываются индивидуальные варианты обучения с учетом вида спорта, индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей поведения и психического состояния спортсмена на соревнованиях.
Предлагаемые здесь варианты обучения не исключают разработки других (в связи с многогранностью ситуаций в спорте) и возможного реагирования на них.
Мобилизующий вариант - основная установка этого варианта на максимальную мобилизацию. Рекомендуется: в спортивных играх для спортсменов атакующего амплуа; в видах спорта с проявлением максимальной силы для спортсменов, не умеющих мобилизовать себя на проявление максимального усилия; в легкой атлетике для спортсменов-спринтеров, не способных мобилизоваться и проявить свои потенциальные возможности в связи с кратковременностью деятельности.
Успокаивающий вариант - установка на спокойное состояние перед стартом во время деятельности; после соревнования. Данный вариант необходим спортсменам, характеризующимся высоким уровнем тревожности, нестабильности психических реакций, возбудимым. Рекомендуется в гимнастике, легкой атлетике (спринтерские дистанции, прыжки, метания); в спортивных играх, единоборствах, тяжелой атлетике и т.п.
Технический вариант - установка на техническую сторону выполняемых действий. Данный вариант рекомендуется для спортсменов с нестабильной техникой и ее нарушениями во время игры, боя, выполнения упражнений в гимнастике, акробатике и т.п. Нестабильная техника проявляется, как правило, у спортсменов, характеризующихся неуверенностью, тревожностью, возбудимостью и т.п.
Сосредотачивающий вариант - с установкой на сосредоточенность и собранность спортсмена на выполняемых действиях. Рекомендуется спортсменам с неустойчивым вниманием, легко отвлекающимся. Данный вариант приемлем во всех видах спортивной деятельности.
Антиагрессивный вариант - с установкой на снятие агрессии и предупреждение агрессивного поведения по отношению к противнику. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся сильной нервной системой, неуравновешенностью, завышенной самооценкой и склонным к проявлению агрессивного поведения.
Социально-независимый вариант - с установкой на самостоятельность и независимость от окружающих. Рекомендуется для спортсменов различных видов спорта, характеризующихся социальной зависимостью от мнений и оценок окружающих, преобладанием ожидания неодобрения со стороны тренера, товарищей по команде, судей и т.д.
Реалистический вариант - с установкой на адекватную оценку своих способностей и постановку реально достижимых целей в спорте. Рекомендуется спортсменам, характеризующимся завышенной самооценкой, преобладанием потребностей в самоутверждении неподкрепленной возможностями.
Восстановительно-мотивационный вариант - с установкой на оптимизацию после соревновательного состояния спортсмена. Рекомендуется для спортсменов с преобладанием длительного неблагоприятного состояния после соревнования, характеризующегося бессонницей, снижением мотивации, чувством усталости, беспокойства.
На этапе спортивного совершенствования при формировании и совершенствовании умений психорегуляции у спортсменов учитываются прочно сформированные стереотипы поведения в процессе многолетнего участия в соревнованиях. Обучение психорегуляции включает базовую, индивидуально-специализированную и комплексную части.
Комплексная часть обучения психорегуляции спортсменов основана на одновременном использовании психологических (психотехники), педагогических (беседы) и физических средств (физические упражнения).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей