4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа для лиц с ограниченными возможностями здоровья - один из компонентов тенденции развития современного спорта. Распространившиеся в России быстрыми темпами процессы интеграции опередили разработку в отечественной науке теоретических подходов в этом направлении, а также экспериментальные исследования в этой области. В том числе неизученной оказалась проблема профессиональной компетентности тренеров и других специалистов и спортивного персонала, работающих в условиях инклюзии.

Анализ форм организации, программных и методических материалов, предлагаемых разными федеральными органами исполнительной власти, свидетельствует, что не сформулированы универсальные компетенции для тренера-преподавателя при работе в условиях инклюзивной среды, не определены оптимальные формы и сроки подготовки тренеров-преподавателей к новым условиям инклюзивной профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы и др. Подготовка тренеров-преподавателей для реализации инклюзивного подхода в физической культуре и спорте в основном направлена на формирование знаний об особенностях людей с нарушениями развития и учета их в тренерском (педагогическом) процессе. При этом значительно меньше внимания обращается на профессионально-личностную готовность тренера-преподавателя к психологической, коммуникативной работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Тренер-преподаватель и спортивный персонал, имеющие соответствующий уровень квалификации, подтвержденный результатами независимой оценки квалификации, готовящиеся работать со спортсменами с ограниченными возможностями здоровья, должны принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

- признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;

- направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение спортивного результата;

- осознание своей ответственности как носителя физической культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;

- понимание творческой сущности педагогической деятельности с людьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Учитывая тот факт, что тренер-преподаватель несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания спортсмена с ограниченными возможностями здоровья, следует обращать внимание, что такой спортсмен является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность тренера-преподавателя к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает целый комплекс качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый тренер-преподаватель, работающий в организации дополнительного образования или общеобразовательной организации с нормально развивающимися спортсменами, способен к работе с занимающимся (спортсменом, учеником), имеющим ограниченные возможности здоровья.

В качестве основных задач, решение которых обеспечивает реализацию системного подхода к созданию и применению базовых (универсальных) методик по работе с лицами с ОВЗ и инвалидами, можно выделить следующие:

1. Определение направлений формирования базовых (универсальных) учебных действий и их связи с определенными учебными предметами (разделами) программы подготовки спортсмена.

2. Подбор методов и приемов, обеспечивающих формирование базовых (универсальных) действий у занимающихся (спортсменов) с ОВЗ в учебно-тренировочном процессе.

3. Проектирование учебных и коррекционных занятий с учетом решения задач, связанных с формированием базовых (универсальных) учебных действий.

4. Разработка технологической карты тренировочного цикла с учетом ситуаций, обеспечивающих формирование базовых (универсальных) учебных действий.

5. Разработка показателей и уровней сформированности базовых (универсальных) учебных действий.

6. Отбор методов психологической диагностики, а также разработка формы мониторинга сформированности базовых (универсальных) действий.

7. Организация взаимодействия тренера (преподавателя) и специалистов в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта по формированию базовых (универсальных) учебных действий у занимающихся (спортсменов).

Можно рекомендовать следующий алгоритм включения видов базовых (универсальных) действий в содержание программ спортивной подготовки разного уровня:

- проанализировать содержание разделов и тем программы на предмет его использования для формирования определенных видов базовых (универсальных) учебных действий у занимающихся (спортсменов) с инвалидностью;

- разработать рабочую программу тренировочного процесса на основе примерной, указав в пояснительной записке, а также в разделах программы формируемые базовые (универсальные) учебные действия;

- выбрать наиболее подходящие методы и средства формирования базовых (универсальных) учебных действий для каждого занятия с учетом содержания программы подготовки по виду спорта;

- разработать систему типовых заданий для оценки сформированности базовых (универсальных) учебных действий в рамках освоения программы;

- разработать диагностический материал для оценки сформированности базовых (универсальных) учебных действий в учебном процессе, учитывая, что для отдельных занимающихся (спортсменов) с инвалидностью могут разрабатываться и индивидуальные программы (планы), учитывающие нозологическую группу. Подобным образом может осуществляться включение базовых (универсальных) учебных действий в содержание программ профессионального образования.