Специфика и особенности выстраивания коммуникации при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрения (незрячие, слабовидящие)

- разрешать использовать звукозаписывающую аппаратуру (обеспечить наилучшее звучание записи, располагая аппаратуру собеседника вблизи источника звука);

- разместить слушателя при диалоге за рабочим местом вблизи источника информации;

- дозирование разного рода нагрузок;

- предоставление информации (материалов) аудиально (для незрячих) или увеличенным шрифтом (для слабовидящих, не менее 16 кегля, меняя цвет, контраст, размер), предлагать обучающемуся ближе рассмотреть информационный материал. Допускается коррекция и подгонка типа шрифта, его размера и цвета, цвета фона и контрастность изображений, необходимость инвертирования палитры цветов;

- применение специальных форм и методов обучения, наглядных пособий, а также оптических (например, компьютерной лупы) и тифлопедагогических устройств, отвечающих потребностям собеседника;

- предоставить возможность увеличить время для беседы, или использовать при необходимости техническую помощь ассистента при чтении, или дать возможность выполнять ответ устно или письменно с помощью компьютера;

- использовать только контекстное сопровождение содержания графической информации (слайдов), собеседник (выступающий) должен прочитывать содержимое слайда либо целиком перед комментированием, либо постепенно по мере изложения материала, а не использовать графическую информацию как иллюстративное дополнение к устному изложению сообщаемого материала, не требующее комментария;

- при изложении информационного материала или при комментировании какой-либо информации следует избегать использования указательных местоимений, например, таких как "вот это", "как мы показали здесь" и т.д., поскольку для незрячего или слабовидящего такие выражения малоинформативные;

- используемые графические изображения (графики, таблицы, карты, схемы) обязательно сопровождать подробным словесным описанием;

- крайне желательно готовить раздаточный графический материал в виде рельефных изображений при изучении специфических тем и заданий;

- при исправлении ошибки собеседником с нарушением зрения, допущенной в ходе рассуждения, необходимо пояснять, не только какая ошибка допущена, но и где именно внесено исправление (при наличии): для этого прочитать фрагмент, в котором допущена ошибка, или описательно прокомментировать ошибочную фразу (предложение в тексте, высказывание);

- часто некоторые вещи, очевидные для большей части аудитории, могут вызвать затруднения у незрячих, в таких случаях иногда имеет смысл отойти от сухого краткого изложения информации и описать обсуждаемый процесс (объект), например, с помощью какого-нибудь наглядного физического (биологического) процесса или сравнив его с одним из окружающих (хорошо известных собеседнику) предметов.