По вопросу о компетенции Суда Евразийского экономического союза

По вопросу о компетенции Суда Евразийского экономического

союза <12>

--------------------------------

<12> Здесь и далее также - Суд Евразийского экономического союза, Суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Регламента <13> Суда при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений и (или) действия (бездействия) Комиссии Суд в судебном заседании осуществляет проверку:

--------------------------------

<13> Режим доступа: https://courteurasiaN.org/upload/iblock/6f9/1%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0.pdf.

а) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения;

б) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных им Договором и (или) международными договорами в рамках Союза;

в) оспариваемого решения или его отдельных положений и (или) оспариваемого действия (бездействия) Комиссии на соответствие их Договору и (или) международным договорам в рамках Союза (пункт 5.3 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 9 июня 2021 года по делу общества с ограниченной ответственностью "ДХЛ Глобал Форвардинг" к Евразийской экономической комиссии).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 39 Статута Суда к компетенции Суда относится рассмотрение споров, возникающих по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта. Из смыслового содержания данной договорно-правовой нормы следует вывод, что Суд рассматривает споры по заявлению хозяйствующего субъекта при одновременном наличии следующих обязательных условий:

а) действие (бездействие) Комиссии непосредственно затрагивает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности;

б) действие (бездействие) Комиссии повлекло нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта, предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза (пункт 2 раздела VII решения Суда Евразийского экономического союза от 28 декабря 2015 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан) к Евразийской экономической комиссии). <14>

--------------------------------

<14> Отсутствие одного из отмеченных условий исключает компетенцию Суда по рассмотрению соответствующего спора (пункт 5.1.1 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 1 марта 2022 года по делу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ФАРМА" к Евразийской экономической комиссии).

[П]одпункт 2 пункта 39 Статута предусматривает две различные по предмету категории споров по заявлению хозяйствующих субъектов:

о соответствии решения Комиссии Договору и (или) международным договорам в рамках Союза

и об оспаривании действия (бездействия) Комиссии (пункт 5.2.1 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 15 июля 2021 года по делу акционерного общества "СУЭККУЗБАСС" к Евразийской экономической комиссии).

Пунктом 46 Статута <15> Суда Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года <16> ..., Суд Евразийского экономического союза... по заявлению государства-члена или органа Евразийского экономического союза... осуществляет разъяснение положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года..., международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора от 29 мая 2014 года, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями (пункт 8 консультативного заключения от 3 июня 2016 года по заявлению сотрудников Евразийской экономической комиссии).

--------------------------------

<15> Режим доступа: https://courteurasiaN.org/upload/iblock/b30/2%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0.pdf.

<16> Далее также - Статут Суда.

Пункт 39 Статута Суда относит к актам, подлежащим оспариванию в Суде, только решения Комиссии, тем самым ограничивая компетенцию Суда в вопросе рассмотрения споров, связанных с иными ее актами. Данный вывод согласуется с содержанием норм Регламента Суда, которые устанавливают порядок рассмотрения дел о разрешении споров о правомерности только таких актов Комиссии как ее решения (в частности, статья 45 Регламента Суда) (пункт 5.1.1 Решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 1 марта 2022 года по делу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ФАРМА" к Евразийской экономической комиссии).

При возникновении спора между сторонами факт соответствия (несоответствия) ТН ВЭД ЕАЭС <17> ее международной основе устанавливается Судом (пункт 5.2.2 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 15 июля 2021 года по делу акционерного общества "СУЭККУЗБАСС" к Евразийской экономической комиссии).

--------------------------------

<17> Здесь и далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 42 Статута Суда к компетенции Суда не отнесено наделение органов Союза дополнительной компетенцией, помимо той, которая прямо предусмотрена Договором и (или) международными договорами в рамках Союза (пункт 9.3 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 3 марта 2016 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан) к Евразийской экономической комиссии).

Дискреция Суда не позволяет самостоятельно осуществлять классификацию товара (пункт 6.3 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 7 марта 2019 года по делу закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток" к Евразийской экономической комиссии).

К компетенции Суда не отнесены вопросы классификации товаров и проверка правильности такой классификации, осуществляемой таможенными органами государств - членов Союза. Нормой подпункта 2 пункта 39 Статута Суда к ведению Суда отнесена проверка соответствия решения ЕЭК праву Союза по заявлению хозяйствующего субъекта (пункт 1 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 23 декабря 2021 года по делу общества с ограниченной ответственностью "Самсунг Электроникс Рус Калуга" к Евразийской экономической комиссии).