По вопросу о понимании "права Евразийского экономического союза". Его реализация (применение) государством - членом Союза, Судом Евразийского экономического союза

По вопросу о понимании "права Евразийского экономического

союза". Его реализация (применение) государством - членом

Союза, Судом Евразийского экономического союза

[С]одержание понятия "право Союза" подлежит разъяснению в контексте рассмотрения системы права, призванной обеспечивать наднациональный характер правового регулирования функционирования Союза (пункт 1 консультативного заключения от 10 июля 2018 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

В практике Суда сформулированы критерии отнесения правовых норм Союза к категории "наднациональное регулирование":

1) наличие унифицированного правового регулирования;

2) передача государствами - членами компетенции в данной сфере органам Союза в рамках их наднациональных полномочий (консультативное заключение от 4 апреля 2017 года по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь).

В соответствии с пунктом 50 Статута Суд при осуществлении правосудия применяет:

общепризнанные принципы и нормы международного права;

договор, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства - стороны спора;

решения и распоряжения органов Союза;

международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (раздел IV консультативного заключения от 30 октября 2017 года по заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Статья 3 Договора устанавливает основные принципы осуществления деятельности государствами - членами Союза на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая

принципы суверенного равенства государств - членов и их территориальной целостности;

уважение особенностей политического устройства государств-членов;

обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия, учета национальных интересов Сторон;

соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

функционирования таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов (пункт 1 консультативного заключения от 30 октября 2017 года по заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Договора право Союза составляют:

Договор;

международные договоры в рамках Союза;

международные договоры Союза с третьей стороной;

решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Согласно статье 2 Договора

"международные договоры в рамках Союза" - международные договоры, заключаемые между государствами - членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза;

"международные договоры с третьей стороной" - международные договоры, заключаемые с третьими государствами, интеграционными объединениями и международными организациями;

"распоряжение" - акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер;

"решение" - акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера (пункт 2 консультативного заключения от 10 июля 2018 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

В Договоре используется обобщающий термин "международные договоры, составляющие право Союза" для общей ссылки на международные договоры, в соответствии с которыми осуществляется регулирование соответствующих отношений в Союзе (пункт 2 консультативного заключения от 10 июля 2018 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

[И]сходя из смысла Договора, в рамках ЕАЭС существуют

международные договоры и акты, которые составляют право Союза (пункт 1 статьи 6 Договора),

международные договоры, заключенные в рамках ТС и ЕЭП <22>, которые входят в право Союза (пункт 1 статьи 99, пункт 1 статьи 101 Договора),

--------------------------------

<22> Единое экономическое пространство.

и решения, принятые в рамках ТС и ЕЭП, которые сохраняют свою юридическую силу (пункт 2 статьи 99 Договора).

В связи с этим Большая коллегия отмечает, что словосочетания "составляют право", "входят в право" и "сохраняют свою юридическую силу" обозначают, что соответствующий договор или акт включается в право Союза (пункт 2 консультативного заключения от 10 июля 2018 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Учитывая, что по общему правилу международные договоры и иные нормативные правовые акты не имеют обратной силы, для осуществления правосудия может потребоваться применение правовых актов, которые не входят в право Союза, но действовали в момент возникновения спорных правоотношений (пункт VI решения Суда Евразийского экономического союза от 28 декабря 2015 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан) к Евразийской экономической комиссии).