По вопросу об антимонопольном правовом регулировании; соотношение компетенции Евразийского экономического союза и компетенции государства - члена Союза

По вопросу об антимонопольном правовом регулировании;

соотношение компетенции Евразийского экономического союза

и компетенции государства - члена Союза

Согласно статье 3 Договора Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором, на основе, среди прочего, соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции <71> (пункт 1 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

--------------------------------

<71> Как было отмечено выше, "под конкуренцией в праве Союза понимается состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (подпункт 8 пункта 2 Протокола [приложение N 19 к Договору - Протокол об общих принципах и правилах конкуренции])" (пункт 1 консультативного заключения от 17 декабря 2018 года по заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 4 и 6 статьи 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29).

Договор предусматривает... общие принципы и правила, регулирующие вопросы конкуренции как на территориях государств-членов, так и на трансграничных рынках (пункт 3 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Общие принципы и правила конкуренции направлены на обеспечение выявления и пресечения антиконкурентных действий, как на территории государства-члена Союза, так и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств - членов (пункт 1 статьи 74 Договора) (пункт 2 консультативного заключения от 18 июня 2019 года по заявлению Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" о разъяснении положений статей 74, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктов 2 и 5 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29).

О наличии компетенции наднационального органа в сфере конкурентной политики на трансграничных рынках свидетельствует делегирование государствами-членами Евразийской экономической комиссии - органу Союза - полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции в форме пресечения нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках <72>, в частности, в форме применения штрафных санкций (пункт 1 Протокола) (пункт 1 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

--------------------------------

<72> Рынок считается трансграничным, если его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов.

[З]ащита конкуренции на трансграничных рынках представляет собой единую политику Союза, в то время как защита конкуренции на национальных рынках - скоординированную политику (пункт 1 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) <73>.

--------------------------------

<73> Как было отмечено выше, в статье 2 Договора "единая политика" определяется как политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных Договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий.

"Скоординированная политика" - это политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза, необходимых для достижения целей Союза, предусмотренных Договором.

[К]онкурентное право Союза включает все три вида политик <74>, применение которых зависит от таких критериев, как

--------------------------------

<74> Речь идет о приведенных выше единой, согласованной и скоординированной политиках.

1) характер рынка (национальный или трансграничный) и

2) национальность хозяйствующего субъекта (субъект рынка государства-члена или субъект рынка третьих стран) (пункт 1 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

[О]бщие правила конкуренции обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы, закрепленные в международном договоре (пункт 1 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

[П]ри принятии норм права государства должны находить разумный баланс между развитием своего внутреннего рынка и эффективным функционированием трансграничного рынка, предполагающий, что ни государства-члены, ни органы Союза не должны вторгаться в компетенцию друг друга (пункт 2 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

[Г]осударствам - членам Союза следует гармонизировать законодательство таким образом, чтобы избежать формирования различной правоприменительной практики и, как следствие, создания неравных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории Союза (пункт 2 консультативного заключения от 4 апреля 2017 года по заявлению Республики Беларусь о разъяснении Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Из взаимосвязанного прочтения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора и подпункта 19 пункта 2 Протокола следует, что наличие антиконкурентного соглашения касается непосредственно того товарного рынка, раздел которого осуществлен его сторонами (пункт 4.2 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).

Компетенция Комиссии в сфере конкуренции устанавливается исходя из основного правила о трансграничности рынка - географического критерия, которое базируется на нормах пункта 2 Критериев <75> в совокупности с пунктом 1 статьи 74 Договора, подпунктом 19 пункта 2 Протокола <76> (пункт 4.3 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).

--------------------------------

<75> Критерии отнесения рынка к трансграничному, утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 года N 29.

<76> Протокол об общих принципах и правилах конкуренции, являющийся приложением N 19 к Договору.

Помимо основного предусмотрены специальные правила (пункты 3 - 5 Критериев), применяемые дополнительно к общему географическому критерию в зависимости от вида нарушений в сфере конкуренции. Определение географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям осуществляется в соответствии с Методикой <77>. В частности, пунктом 23 Методики закреплен общий признак товарного рынка в пределах его географических границ, характеризующий поведение покупателя: на нем покупатель приобретает товар, либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения товара, либо считает целесообразным приобрести товар, но при этом не имеет такой возможности, либо считает нецелесообразным приобрести его вне географических границ товарного рынка (пункт 4.3 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).

--------------------------------

<77> Методика оценки состояния конкуренции, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года N 7.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 76 Договора предусмотрено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка по

территориальному принципу,

объему продажи или покупки товаров,

ассортименту реализуемых товаров

либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) (пункт 4.5 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).

Одновременно пунктом 7 Протокола установлено, что положения пунктов 3 - 6 статьи 76 Договора не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в отношении другого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) установлен прямой или косвенный контроль либо если такие хозяйствующие субъекты (субъекты рынка) находятся под прямым или косвенным контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) не допускается в соответствии с законодательством государств-членов (пункт 4.5 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).

Раздел XVIII Договора "Общие принципы и правила конкуренции" и Протокол не оперируют понятием "общий (единый) рынок" (статья 2 Договора), равно как и понятием "единый рынок услуг" (пункт 38 Протокола), а используют категорию "трансграничный рынок", что с учетом пункта 4 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года свидетельствует о намерении создателей Договора наделить указанный термин специальным значением (пункт 4.1 решения Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического союза от 6 ноября 2020 года по делу закрытого акционерного общества "Дельрус" и товарищества с ограниченной ответственностью "Дельрус РК" к Евразийской экономической комиссии).