О тарифах на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, см. Справочную информацию.

4.1. Общие положения

4.1.1. Плата за услуги по использованию инфраструктуры РЖД определяется в соответствии с настоящим разделом при организации перевозчиками пробега по инфраструктуре РЖД грузового поезда, состоящего из единиц подвижного состава (локомотивов, используемых для тяги грузовых поездов, вагонов и иного железнодорожного подвижного состава), или локомотива в одиночном следовании.

4.1.2. Плата за услуги по использованию инфраструктуры РЖД при пробеге грузовых поездов определяется отдельно:

- за занятие инфраструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании;

- за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного состава (включая груженые и порожние вагоны, вагоны с проводниками, локомотивы, не используемые для тяги поездов, и иной железнодорожный подвижной состав) в составе грузовых поездов;

- за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов, или в одиночном следовании.

4.1.3. Плата за услуги по использованию инфраструктуры РЖД учитывает затраты, связанные с:

- приемом от перевозчика, рассмотрением и согласованием в установленном порядке (в том числе, с другими инфраструктурами) заявки на перевозку, а также установлением и согласованием маршрута пропуска грузового поезда перевозчика и графика его движения;

- содержанием (обслуживанием) инфраструктуры общего пользования в надлежащем состоянии;

- предоставлением инфраструктуры общего пользования на станциях формирования, переформирования и расформирования грузового поезда (в том числе для переформирования грузового поезда на сортировочных станциях) для: проследования маневрового или поездного локомотива в одиночном следовании и с вагонами (группами вагонов) в пределах станции или с/на путей необщего пользования при выполнении операций по формированию, переформированию, расформированию грузового поезда; выполнения операций по постановке и исключению локомотива в/из состава грузового поезда; выставления грузового поезда в парк отправления (или на приемо-отправочные пути); осуществления операций по подаче/уборке вагонов на/с выставочных путей (в пределах станции); выполнения операций, связанных с подготовкой грузового поезда (железнодорожного подвижного состава) к движению (осмотра, опробования автотормозов и др.);

- предоставлением железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок (в том числе для их накопления), при формировании, переформировании и расформировании грузового поезда перевозчика, а также в ожидании выполнения данных операций (в рамках технологического времени, предусмотренного договором на оказание услуг инфраструктуры РЖД);

- организацией продвижения грузового поезда (железнодорожного подвижного состава) перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим РЖД, согласно условиям договора, предусмотренным для осуществления соответствующей перевозки, включая диспетчерское управление, использование средств (устройств) сигнализации, централизации, блокировки и связи, работу по переводу стрелок, открытие сигналов, а также действия работников станций, включая составителей и их помощников, в том числе при сбое связи в процессе продвижения грузового поезда;

- предоставлением инфраструктуры общего пользования по маршруту следования грузового поезда (в том числе на станциях, на которых выполняются операции, связанные с изменением состава грузового поезда) для: нахождения грузового поезда в процессе перевозки (включая остановку для выполнения обгона, скрещения, технического обслуживания подвижного состава); нахождения подвижного состава во время выполнения операций по смене локомотива и/или локомотивных бригад; проследования локомотива, используемого для тяги грузового поезда, в/из депо и пункта экипировки, расположенных на путях общего и необщего пользования в пределах станции смены локомотивов;

- электроснабжением электровозов на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки, в том числе при пробеге электровозов в/из депо, пункта экипировки, расположенных на путях общего и необщего пользования в пределах станции смены локомотивов, используемых для тяги грузовых поездов;

- техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, включающим контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава при допуске на инфраструктуру общего пользования и в процессе перевозки;

- коммерческим осмотром, осуществляемым для выявления коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов;

- информационным сопровождением продвижения грузового поезда или локомотива в одиночном следовании по инфраструктуре общего пользования в объеме, необходимом для осуществления такого продвижения;

- проверкой наличия медицинского допуска у локомотивных бригад перевозчика;

- мероприятиями по организации перевозок по инфраструктуре РЖД опасных грузов, за исключением перевозок опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы), перечень которых опубликован в приложении 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, класса 7 и подкласса 6.2, опасных грузов, имеющих при перевозке в соответствующем типе подвижного состава специальные условия "2" или "2а" в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, кроме метанола (код ЕТСНГ 721484), а также порожних вагонов (вагонов с порожними контейнерами) из-под перевозок опасных грузов, перечисленных выше, в случае если не произведена их очистка и промывка;

- работой кранов, путевой техники, тракторов, тягачей, автомобилей, электростанций и другого оборудования восстановительных поездов в целях восстановления движения поездов при ликвидации последствий аварий, возникших в связи с эксплуатацией подвижного состава перевозчиком и организацией им перевозочного процесса.

4.1.4. В плате за услуги по использованию инфраструктуры РЖД не учитываются затраты, связанные с:

- осуществлением приема груза от грузоотправителя и выдачей груза грузополучателю, включая прием и передачу железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на/с железнодорожных путей общего пользования с/на железнодорожные пути необщего пользования;

- использованием локомотива, принадлежащего РЖД, для: выполнения маневровых работ по формированию, переформированию, расформированию грузового поезда перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих РЖД; подачи/уборки вагонов на/с выставочных путей, расположенных в пределах железнодорожных станций и на местах общего пользования; проведения сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях в пути следования грузового поезда;

- подготовкой вагонов к перевозкам;

- плановыми видами ремонта вагонов, текущим отцепочным ремонтом вагонов;

- экипировкой, техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов, смазочными, подбивочными, обтирочными материалами для локомотивов, топливом для тепловозов;

- предоставлением железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок, не связанного с перевозочным процессом;

- предоставлением железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок, под накоплением, при формировании, расформировании, переформировании грузового поезда перевозчика, а также в ожидании выполнения данных операций (сверх технологического времени, предусмотренного договором на оказание услуг инфраструктуры РЖД);

- коммерческим осмотром, осуществляемым в целях контроля сохранности груза (проверки наличия, количества и состояния груза, состояния запорно-пломбировочных устройств (пломб), закруток, плашек, запоров на дверях и люках, состояния кузова вагона, составление актов общей формы при выявлении нарушений, связанных с сохранностью груза, и др.);

- предоставлением зданий, помещений, принадлежащих РЖД, перевозчикам для использования их персоналом перевозчика (локомотивными бригадами, приемосдатчиками, диспетчерами и др.);

- заключением РЖД от имени перевозчика договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договора на подачу/уборку вагонов на/с железнодорожных путей необщего пользования, а также обеспечением обслуживания по этим договорам;

- информационным обеспечением продвижения грузового поезда, определением дислокации вагонов и локомотивов сверх объемов, необходимых для организации такого продвижения;

- мероприятиями по организации перевозок по инфраструктуре РЖД негабаритных грузов, опасных грузов класса 1 (взрывчатые материалы), перечень которых опубликован в приложении 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, класса 7 и подкласса 6.2, опасных грузов, имеющих при перевозке в соответствующем типе подвижного состава специальные условия "2" или "2а" в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, кроме метанола (код ЕТСНГ 721484), а также порожних вагонов (вагонов с порожними контейнерами) из-под перевозок опасных грузов, перечисленных выше, в случае если не произведена их очистка и промывка;

- мерами по ликвидации последствий аварий, возникших в связи с эксплуатацией перевозчиком подвижного состава и организацией им перевозочного процесса, за исключением работы кранов, путевой техники, тракторов, тягачей, автомобилей, электростанций и другого оборудования восстановительных поездов, проводимой в целях восстановления движения поездов.

4.1.5. Плата за услуги по использованию инфраструктуры РЖД исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в документах на оказание услуг инфраструктуры общего пользования календарного штемпеля на:

- железнодорожной станции формирования грузового поезда или отправления локомотива в одиночном следовании - при определении платы за занятие инфраструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании;

- железнодорожной станции приема единицы подвижного состава на инфраструктуру РЖД - при определении платы за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного состава в составе грузовых поездов;

- железнодорожной станции постановки локомотива в состав грузового поезда или отправления локомотива в одиночном следовании - при определении платы за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов, или в одиночном следовании.

4.1.6. Округление фактической длины вагона по осям сцепления автосцепок осуществляется до 0,1 м, фактической массы тары вагона - до 0,1 т, грузоподъемности вагона - до целого числа тонн (при этом 0,5 тонн и более увеличиваются до целой тонны, а менее 0,5 тонн отбрасываются).

4.1.7. Округление массы груза, перевозимого в вагоне в составе грузового поезда, осуществляется в соответствии с общими правилами пункта 2.3 раздела 2 части I настоящего Тарифного руководства.

4.1.8. Округление платы за услуги по использованию инфраструктуры РЖД осуществляется отдельно за занятие инфраструктуры РЖД грузовым поездом или локомотивом в одиночном следовании, за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД единиц подвижного состава в составе грузовых поездов и за организацию продвижения по инфраструктуре РЖД локомотива, используемого для тяги грузовых поездов, или в одиночном следовании, в соответствии с общими правилами пункта 2.3 раздела 2 части I настоящего Тарифного руководства.

4.1.9. Наименование груза и его код указываются в документах на оказание услуг инфраструктуры РЖД в соответствии с требованиями пункта 2.2 раздела 2 части I настоящего Тарифного руководства.