IV. Оценка применения обязательных требований, в том числе ОФВ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
IV. Оценка применения обязательных требований,
в том числе ОФВ нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации
4.1. Особенности проведения оценки применения, в том числе ОФВ
4.1.1. Оценку применения, в том числе ОФВ, рекомендуется проводить в целях комплексной оценки системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах, оценки достижения целей введения обязательных требований, выявления избыточных обязательных требований.
4.1.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется ежегодно составлять план проведения оценки применения. При формировании плана проведения оценки применения учитываются сроки действия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия, то рекомендуется включать в план проведения оценки применения на очередной год те нормативные правовые акты, срок действия которых истекает в году, следующем за текущим.
4.1.3. В план проведения оценки применения нормативные правовые акты, срок действия которых не установлен, рекомендуется включать по предложениям заинтересованных лиц, органов власти субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченного органа, в случае наличия данных о возникновении избыточных расходов на соблюдение обязательных требований у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также недостижении целей регулирования, установленных при проведении ОРВ.
4.1.4. В случае незначительного количества нормативных правовых актов, планируемых к включению в план проведения оценки применения, рекомендуется проводить ОФВ данных нормативных правовых актов. В порядке проведения оценки применения, в том числе ОФВ, в субъекте Российской Федерации рекомендуется установить пороговое значение количества нормативных правовых актов, при включении которых в план проведения оценки применения рекомендуется проводить ее в форме ОФВ.
4.1.5. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется утверждать план проведения оценки применения один раз в год не позднее апреля соответствующего года.
4.1.6. По итогам проведения оценки применения, в том числе ОФВ, может быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости сохранения нормативного правового акта без изменений, а для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия, - продления срока их действия;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, в том числе в части продления сроков для нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия;
в) о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта.
4.2. Оценка применения обязательных требований
4.2.1. Оценку применения рекомендуется проводить разработчику в отношении нормативных правовых актов, включенных органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, в план проведения оценки применения.
4.2.2. Результаты проведения оценки применения рекомендуется отражать разработчику в докладе о достижении целей введения обязательных требований. Разработчику рекомендуется составлять один доклад о достижении целей введения обязательных требований по всем актам, подлежащим оценке применения. В доклад о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется включать следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
б) оценка эффективности введения обязательных требований;
в) информация о плановых значениях индикативных показателей достижения целей регулирования, указанных в сводном отчете к соответствующим нормативным правовым актам, с указанием ссылки на размещенный на официальном сайте сводный отчет (при наличии);
г) информация о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования. Приводятся также методики расчета и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей рекомендуется использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
д) верифицируемые источники данных о фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования;
е) вывод о достижении или недостижении целей введения обязательных требований;
ж) вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также его обоснование;
з) выявленные избыточные обязательные требования (при наличии);
и) вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения ОФВ.
4.2.3. Доклад о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется размещать для публичных консультаций на официальном сайте на срок не менее 20 рабочих дней. При проведении публичных консультаций дополнительно рекомендуется публиковать перечень вопросов для участников публичных консультаций.
4.2.4. По итогам публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований разработчику рекомендуется составлять сводку всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения и обоснованием в случае отказа от учета предложений при составлении доклада о достижении целей введения обязательных требований. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
4.2.5. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований, должна размещаться на официальном сайте органами государственной власти, проводившими данные публичные консультации.
4.3. Заключение о достижении целей введения обязательных требований
4.3.1. Заключение о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется готовить органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.3.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при получении материалов для подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований рекомендуется предварительно проверить их полноту и соблюдение правил проведения оценки применения.
В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется возвращать материалы разработчику на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований.
В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований, и сроки, в течение которых разработчик должен устранить замечания.
4.3.3. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
4.3.4. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия и разработчиком нарушены сроки проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативном правовом акте, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого акта рекомендуется не продлевать. В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового нормативного правового акта с проведением ОРВ на основании данных о применении акта, прекратившего действие.
4.3.5. В заключении о достижении целей введения обязательных требований органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется отражать:
а) комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений;
б) оценку достижения целей введения обязательных требований;
в) оценку эффективности введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования.
В случае несогласия с выводами, указанными в докладе о достижении целей введения обязательных требований, или невозможности верификации данных, указанных в докладе о достижении целей введения обязательных требований, на основе которых разработчиком были сделаны соответствующие выводы, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется делать один из следующих выводов:
а) о нецелесообразности продления сроков действия регулирования;
б) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
в) о необходимости проведения ОФВ.
Рекомендуемый образец формы заключения о достижении целей введения обязательных требований приведен в приложении N 5 к настоящим методическим рекомендациям.
4.3.6. В случае если заявленные цели введения обязательных требований достигнуты или достигнуты частично, однако в ходе публичных консультаций заинтересованными лицами была представлена позиция об избыточности обязательных требований или соответствующий вывод сделан органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения, в рамках подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований, то в отношении таких нормативных правовых актов рекомендуется дополнительно проводить ОФВ. Решение о необходимости проведения ОФВ рекомендуется принимать органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.4. Оценка фактического воздействия
4.4.1. ОФВ рекомендуется проводить разработчику. Результаты проведения ОФВ разработчику рекомендуется отражать в отчете об ОФВ и публиковать в открытом доступе для проведения публичных консультаций.
4.4.2. В отчет об ОФВ рекомендуется включать следующие сведения и материалы:
а) реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации;
б) сведения о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения ОРВ, заключение об ОРВ, сводку предложений, поступивших по итогам проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту;
в) сравнительный анализ установленных в сводном отчете прогнозных индикаторов достижения целей и их фактических значений в соответствии со сводным отчетом. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей рекомендуется использовать официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие верифицируемые источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проекта нормативного правового акта;
г) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями, зафиксированными в сводном отчете, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
д) оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований;
е) результаты предыдущих ОФВ данного нормативного правового акта (при наличии);
ж) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие.
4.4.3. В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, это рекомендуется отмечать в отчете об ОФВ. В этом случае также рекомендуется проводить анализ причин данной ситуации, которая является основанием для формирования предложений об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений.
4.4.4. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить срок проведения публичных консультаций по нормативному правовому акту и отчету об оценке фактического воздействия не менее 20 рабочих дней. При проведении публичных консультаций дополнительно рекомендуется публиковать перечень вопросов для участников публичных консультаций.
4.4.5. По итогам публичных консультаций разработчиком составляется сводка всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения при подготовке отчета об ОФВ. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
4.4.6. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций, должна размещаться на официальном сайте органами государственной власти, проводившими данные публичные консультации.
4.5. Заключение об оценке фактического воздействия
4.5.1. Заключение об ОФВ рекомендуется готовить органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения.
4.5.2. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, при получении материалов для подготовки заключения об ОФВ рекомендуется предварительно проверить их полноту и соблюдение порядка проведения оценки применения, в том числе ОФВ. В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения, в том числе ОФВ, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется возвращать материалы разработчику на доработку без подготовки заключения об ОФВ. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры оценки применения, в том числе ОФВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения, может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения об ОФВ, и сроки, в течение которых разработчик должен устранить замечания.
4.5.3. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия и разработчиком нарушены сроки проведения ОФВ нормативного правового акта, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого акта рекомендуется не продлевать. В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового нормативного правового акта с проведением ОРВ на основании данных о применении акта, прекратившего действие.
4.5.4. Органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о правоприменительной практике, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.
4.5.5. В заключении об ОФВ рекомендуется отражать выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствовавших их введению, о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований. Рекомендуемый образец формы заключения об ОФВ приведен в приложении N 6 к настоящим методическим рекомендациям.
4.5.6. В случае если фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения и (или) положительные последствия введения правового регулирования, органу, уполномоченному на контроль за качеством проведения оценки применения, рекомендуется делать вывод о нецелесообразности продления сроков действия регулирования (при их наличии) или о необходимости его отмены или внесения в него изменений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей