II. Рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации

II. Рекомендации по проведению оценки регулирующего

воздействия проектов нормативных правовых актов в субъектах

Российской Федерации

2.1. Предметная область ОРВ

2.1.1. В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

2.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

а) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

в) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.1.3. В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона N 414-ФЗ ОРВ не проводится в отношении:

а) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;

б) проектов законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные отношения;

в) проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);

подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

2.1.4. В целях проведения ОРВ при определении иной экономической деятельности рекомендуется руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 305-ЭС20-4513, согласно которой под экономической деятельностью понимается взаимосвязанная совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, и целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ. Понятие инвестиционной деятельности является частью понятия экономической деятельности.

2.2. Рекомендуемый порядок проведения ОРВ

2.2.1. ОРВ рекомендуется проводить разработчику проекта нормативного правового акта. Результаты проведения ОРВ отражаются разработчиком в сводном отчете и публикуются в открытом доступе для проведения публичных консультаций.

2.2.2. При проведении ОРВ рекомендуется обеспечить:

а) определение проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, и измеримых целей, на достижение которых оно направлено;

б) объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования, начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования), посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;

в) количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;

г) свободный доступ заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и учет такого мнения. В целях получения максимального отклика от заинтересованных лиц все этапы и сроки ОРВ рекомендуется исчислять в рабочих днях;

д) разделение функций участников процедуры ОРВ путем закрепления за разработчиками обязанности по размещению уведомления, подготовке сводного отчета и проведению публичных консультаций, а за уполномоченным органом - обязанности по подготовке заключения об ОРВ;

е) обязательность наличия сводного отчета и заключения об ОРВ для проектов нормативных правовых актов, входящих в предметную область, установленную статьей 53 Федерального закона N 414-ФЗ.

2.2.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования рекомендуется основывать на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении между собой и с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.

2.2.4. Субъекты Российской Федерации могут предусмотреть градацию проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия и определить особенности проведения ОРВ для каждой степени в порядке проведения ОРВ в субъекте Российской Федерации.

2.2.5. При проведении ОРВ разработчику рекомендуется определить показатели, на основании которых можно сделать вывод о достижении или недостижении целей регулирования, и срок их оценки, который не должен превышать 5 лет. В случае принятия предлагаемого регулирования разработчику рекомендуется обеспечить мониторинг правоприменительной практики, в том числе сбор данных для расчета фактических значений указанных показателей.

2.2.6. В случае несогласия разработчика с выводами уполномоченного органа, изложенными в заключении об ОРВ, рекомендуется проводить согласительные процедуры по проекту нормативного правового акта.

2.3. Размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования

2.3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, разработчику рекомендуется проводить публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.

2.3.2. Организацию проведения публичных консультаций в отношении уведомления рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;

б) составление перечня вопросов, которые разработчик считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;

в) размещение информации о проведении публичных консультаций на официальном сайте;

г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;

д) подведение разработчиком итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.

2.3.3. Разработчику рекомендуется размещать на официальном сайте уведомление, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям, в котором рекомендуется представлять сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы и указывать ожидаемый результат предлагаемого правового регулирования. Для проведения публичных консультаций в уведомлении рекомендуется указывать:

а) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;

б) ожидаемый результат (выраженный установленными разработчиком показателями) предлагаемого правового регулирования;

в) цели предлагаемого регулирования;

г) описание предлагаемого варианта решения проблемы и иных возможных способов решения проблемы и оценку их соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, если предлагаемое регулирование предполагает введение обязательных требований.

2.3.4. С уведомлением рекомендуется размещать на официальном сайте материалы, обосновывающие выбор варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций, в который рекомендуется включать следующие вопросы:

а) "Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?";

б) "Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";

в) "Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";

г) "Какие альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы существуют?";

д) "Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию".

Разработчику рекомендуется включать в данный перечень дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им регулирования.

2.3.5. При размещении уведомления разработчику рекомендуется указывать срок, в течение которого проводятся публичные консультации. Рекомендуется, чтобы данный срок составлял не менее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения уведомления на официальном сайте.

2.3.6. О проведении публичных консультаций рекомендуется извещать следующие органы и заинтересованных лиц:

а) субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляющие деятельность в соответствующей сфере общественных отношений, чью сферу регулирования затрагивает предлагаемое правовое регулирование;

б) уполномоченный орган и иные заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации;

в) органы и организации, действующие на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;

г) уполномоченный по правам предпринимателей в субъекте Российской Федерации;

д) иные лица, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.

2.3.7. В случае отсутствия исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, рекомендуется направлять извещения о проведении публичных консультаций в общественные, экспертные и научные организации в соответствующей сфере общественных отношений.

2.3.8. В ходе публичных консультаций рекомендуется рассматривать все предложения, поступившие в установленный срок. По результатам рассмотрения предложений рекомендуется составлять сводку предложений согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

2.3.9. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены также посредством проведения разработчиком совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения разработчику рекомендуется рассматривать и включать в общую сводку предложений.

2.3.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по уведомлению, размещается на официальном сайте государственными органами, проводившими указанные публичные консультации.

2.3.11. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций по уведомлению, поступивших в связи с размещением уведомления, разработчику рекомендуется принимать решение о подготовке либо об отказе от подготовки проекта нормативного правового акта.

2.3.12. При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта информацию о соответствующем решении рекомендуется размещать на официальном сайте и доводить до органов и заинтересованных лиц, которые приняли участие в публичных консультациях.

2.3.13. Проведение ОРВ и публичных консультаций по уведомлению не является обязательным. В случае отказа от проведения ОРВ и публичных консультаций по уведомлению разработчику рекомендуется проводить ОРВ и публичные консультации сразу по проекту нормативного правового акта.

2.4. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта нормативного правового акта

2.4.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы разработчику рекомендуется выбирать наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывать соответствующий проект нормативного правового акта и формировать сводный отчет в отношении указанного проекта нормативного правового акта. Выбор наилучшего варианта правового регулирования рекомендуется осуществлять с учетом следующих основных критериев:

а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;

б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.

2.4.2. Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету разработчику рекомендуется размещать указанные документы на официальном сайте.

2.4.3. В сводном отчете рекомендуется указывать следующие сведения:

а) степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (в случае если в субъекте Российской Федерации предусмотрена градация проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия);

б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;

в) анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;

г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;

д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;

е) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;

ж) новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;

з) оценка соответствующих расходов бюджета субъекта Российской Федерации (возможных поступлений в него);

и) новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации обязательные требования для предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения;

к) оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;

л) риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;

м) описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;

н) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;

о) индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;

п) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента;

р) сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях органа-разработчика;

с) наличие или отсутствие в проекте нормативного правового акта обязательных требований;

т) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.

В случае если в субъекте Российской Федерации предусмотрена градация проектов нормативных правовых актов по степени регулирующего воздействия, то для проектов нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия в сводном отчете рекомендуется указывать все сведения, предусмотренные настоящим пунктом. В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов со средней степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "л" и "п" - "т" настоящего пункта. В сводном отчете для проектов нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия рекомендуется указывать сведения, предусмотренные подпунктами "а", "б", "г" - "е", "л" и "р" - "т" настоящего пункта.

2.4.4. В сводном отчете рекомендуется приводить источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, рекомендуется приводить в приложении к нему. Рекомендуется, чтобы информация об источниках данных и методах расчетов обеспечивала возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные рекомендуется приводить в приложении к расчету в полном объеме.

2.4.5. Целями проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету являются:

а) сбор мнений заинтересованных лиц в отношении выявленной проблемы и обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования разработчиком;

б) установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;

в) определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;

г) оценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта с точки зрения соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.

2.4.6. С проектом нормативного правового акта и сводным отчетом рекомендуется размещать на официальном сайте перечень вопросов для участников публичных консультаций и иные материалы и информацию по усмотрению разработчика, обосновывающие выбор предлагаемого варианта правового регулирования.

2.4.7. Информацию о проведении публичных консультаций рекомендуется размещать на официальном сайте, включая информацию о сроках их проведения и способах участия, о контактных данных разработчика. Рекомендуется организовать несколько способов участия в публичных консультациях, в том числе посредством направления предложений по электронной почте или на почтовый адрес.

2.4.8. На период публичных консультаций рекомендуется обеспечивать непрерывный доступ к тексту проекта нормативного правового акта и сводному отчету. Не рекомендуется внесение изменений в указанные документы до завершения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводному отчету.

2.4.9. Публичные консультации рекомендуется проводить открыто, ограничение участия в публичных консультациях не рекомендуется. В целях повышения качества информирования заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций рекомендуется дополнительно извещать заинтересованные органы и организации.

2.4.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить срок проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта не менее 10 рабочих дней.

2.4.11. В случае отсутствия предложений (замечаний, мнений) в рамках публичных консультаций в отношении проекта нормативного правового акта от заинтересованных лиц разработчик может принять решение о продлении срока их проведения.

2.4.12. В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и заинтересованных лиц, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций.

2.4.13. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций, должна размещаться на официальном сайте разработчиком.

2.4.14. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, разработчику при необходимости рекомендуется дорабатывать сводный отчет и проект нормативного правового акта. Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчет разработчику рекомендуется размещать на официальном сайте и направлять вместе со сводкой предложений, составленной по результатам публичных консультаций, в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ.

2.5. Заключение об ОРВ

2.5.1. Заключение об ОРВ рекомендуется подготавливать уполномоченному органу согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям, в котором рекомендуется отражать выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.

2.5.2. В заключении об ОРВ рекомендуется отражать оценку уполномоченным органом показателей достижения заявленных целей регулирования и сроков их оценки, предложенных разработчиком в сводном отчете, в том числе возможности организации их мониторинга и верифицируемости. В случае установления разработчиком уже достигнутых значений показателей достижения заявленных целей регулирования или значений, которые, по мнению уполномоченного органа, могут быть достигнуты без принятия предлагаемого регулирования, такую позицию уполномоченного органа рекомендуется отражать в заключении об ОРВ, а также делать вывод о необоснованности предлагаемого регулирования.

2.5.3. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить возможность возвращения проекта нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченным органом разработчику на доработку без подготовки заключения об ОРВ, в случае если уполномоченным органом сделан вывод о несоблюдении порядка проведения ОРВ разработчиком, в том числе в случае неполного и (или) некачественного заполнения сводного отчета. Рекомендуется также закрепить срок, в течение которого уполномоченный орган может возвращать материалы на доработку без подготовки заключения об ОРВ.

2.5.4. Уполномоченному органу при получении материалов для подготовки заключения об ОРВ рекомендуется предварительно проверить их полноту, качество заполнения сводного отчета и соблюдение порядка проведения ОРВ. В случае возврата материалов на доработку без подготовки заключения об ОРВ уполномоченному органу рекомендуется письменно извещать разработчика о несоблюдении порядка проведения ОРВ.

2.5.5. В случае установления соответствия проведенной разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченному органу рекомендуется осуществлять анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта нормативного правового акта на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.

2.5.6. При подготовке заключения об ОРВ уполномоченному органу на основании информации из сводного отчета рекомендуется оценить обоснованность и соразмерность решения проблемы предложенным способом регулирования.

2.5.7. Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, рекомендуется отражать в заключении об ОРВ.

2.5.8. Анализ, проводимый уполномоченным органом, рекомендуется основывать на результатах исследования разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом рекомендуется учитывать также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций. Отсутствие таких предложений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных консультаций. В случае если уполномоченный орган приходит к выводу о том, что публичные консультации были организованы неэффективно, это также рекомендуется отмечать в заключении об ОРВ.

2.5.9. Уполномоченному органу рекомендуется проводить дополнительные публичные консультации в случае необходимости получения дополнительной информации о существовании проблемы или о возможных способах ее решения, в том числе в случае отсутствия предложений в рамках публичных консультаций, проведенных разработчиком.

2.5.10. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется предусмотреть положения, определяющие возможность проведения дополнительных публичных консультаций уполномоченным органом, сроки и порядок проведения таких консультаций.

2.5.11. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченному органу рекомендуется формировать мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.

2.5.12. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченному органу рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики сводного отчета:

а) точность формулировки выявленной проблемы;

б) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;

в) объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;

г) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;

д) верифицируемость целевых значений показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;

е) корректность оценки разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;

ж) степень выявления разработчиком всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования;

з) учет принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.

2.5.13. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания рекомендуется включать в заключение об ОРВ. В случае выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации, рекомендуется перечислять такие положения в заключении об ОРВ.

2.5.14. В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, их также рекомендуется включать в заключение об ОРВ.

2.5.15. Заключение об ОРВ структурно может включать вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.

2.5.16. Во вводной части заключения об ОРВ рекомендуется указывать наименования проекта нормативного правового акта и разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.

2.5.17. В описательной части заключения об ОРВ рекомендуется приводить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования, результаты публичных консультаций и (или) дополнительных публичных консультаций, а также позицию относительно учета принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.

2.5.18. В мотивировочной части заключения об ОРВ рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.

2.5.19. В мотивировочной части также рекомендуется осуществлять анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценку результатов публичных консультаций, проведенных самим уполномоченным органом, предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта.

2.5.20. В случае наличия в проекте нормативного правового акта положений, содержащих обязательные требования, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливающих ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, дублирующих положения федеральных нормативных правовых актов, рекомендуется делать вывод о наличии в проекте нормативного правового акта избыточных обязательных требований, обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.