III. Рекомендации по проведению экспертизы нормативных правовых актов
3.1. Экспертизу нормативных правовых актов рекомендуется проводить в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.2. Экспертизу рекомендуется осуществлять на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы:
а) от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) от органов местного самоуправления;
в) от научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
3.3. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в орган, уполномоченный на проведение экспертизы, рекомендуется составлять план проведения экспертизы (далее - план).
3.4. Нормативные правовые акты рекомендуется включать в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные сведения могут быть получены органом, уполномоченным на проведение экспертизы, как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно.
3.5. До включения в план органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся правоприменительной практики у органов и организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.6. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется утверждать план на год, а также размещать на официальном сайте и (или) на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет". Рекомендуется предусмотреть возможность внесения изменений в план.
3.7. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить сроки проведения экспертизы. Рекомендуется устанавливать сроки проведения экспертизы не более трех месяцев с возможностью их продления (при необходимости) на срок, не превышающий одного месяца.
3.8. В ходе экспертизы рекомендуется проводить публичные консультации, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составлять мотивированное заключение об экспертизе. Рекомендуемый образец формы заключения приведен в приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
3.9. Публичные консультации рекомендуется проводить в течение одного месяца со дня начала процедуры экспертизы. На официальном сайте и на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет" рекомендуется размещать уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных консультаций, а также контактных данных лиц, ответственных за проведение экспертизы.
3.10. Исследование нормативных правовых актов рекомендуется проводить во взаимодействии с разработчиком, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
3.11. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить положение, в соответствии с которым разработчики по запросу органа, уполномоченного на проведение экспертизы, обязаны представлять необходимые материалы в целях проведения экспертизы.
3.12. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется запрашивать у разработчика материалы, необходимые для проведения экспертизы. Указанные материалы могут содержать сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
3.13. В случае если разработчиком на запрос органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом рекомендуется указывать в тексте заключения об экспертизе.
3.14. Органу, уполномоченному на проведение экспертизы, рекомендуется обращаться к субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их представления.
3.15. При проведении исследования рекомендуется:
а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
б) анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
в) определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений;
д) устанавливать факт достижения или недостижения целей введения регулирования (для нормативных правовых актов, проходивших ОРВ).
3.16. По результатам исследования рекомендуется составлять проект заключения об экспертизе. В проекте заключения об экспертизе рекомендуется указывать сведения:
а) о нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшем нормативный правовой акт, и органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
б) о выявленных положениях нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлений предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
в) об обосновании сделанных выводов;
г) о проведенных публичных консультациях, а также позициях органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представителей предпринимательского сообщества, участвовавших в экспертизе;
д) о достижении или недостижении целей введения регулирования (для нормативных правовых актов, проходивших ОРВ).
3.17. Проект заключения об экспертизе рекомендуется направлять разработчику с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
3.18. Проект заключения об экспертизе также рекомендуется направлять представителям предпринимательского сообщества, в том числе всем участникам публичных консультаций, направившим предложения, на отзыв с указанием срока его представления.
3.19. Проект заключения об экспертизе рекомендуется размещать на официальном сайте или на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет" для публичных консультаций с указанием сроков направления предложений.
3.20. Поступившие в орган, уполномоченный на проведение экспертизы, в установленный срок отзывы, замечания и предложения рекомендуется рассматривать при доработке проекта заключения об экспертизе.
3.21. После подписания заключение об экспертизе рекомендуется размещать на официальном сайте и на сайте органа, уполномоченного на проведение экспертизы, в сети "Интернет", а также направлять лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, и разработчику.
3.22. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе (рассмотрение на заседании специального коллегиального органа, согласительные совещания, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
3.23. По результатам экспертизы и согласительных процедур органу, уполномоченному на проведение экспертизы, в случае выявления в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, рекомендуется выносить разработчику предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.24. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить обязанность разработчика по отмене или изменению нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, в случае поступления соответствующего предложения от органа, уполномоченного на проведение экспертизы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей