Приложение B.6

к методическим рекомендациям

по проведению мониторинга

дорожного движения

ПРИМЕР РАСЧЕТА ВРЕМЕННОГО ИНДЕКСА

В разделе 7.5 Рекомендаций приведены основные этапы определения временного индекса. Выполнение этапов по выбору объекта мониторинга и регистрации времени поездки на практике не составляет затруднений.

Вопросы, как правило, вызывает определение числа заездов КТС для получения достоверных результатов. Поэтому детально рассмотрим процесс расчета временного индекса, начиная с этапа "Определение объема выборки для получения достоверной информации".

Начиная с первого заезда необходимо вносить значения времени прохождения участка дороги в таблице B.6-1 Рекомендаций, поскольку, даже при практически стабильном времени заезда, их необходимо выполнить не менее четырех раз (таблица 11 Рекомендаций).

Таблица B.6-1

Параметры для определения необходимого числа заездов

в пиковый период

N трека

Наименование параметров

Время прохождения участка дороги Tj, мин

Среднее время прохождения участка по результатам прошедших заездов 00000078.wmz, мин

Стандартное отклонение времени прохождения участка по результатам прошедших заездов, 00000079.wmz

Коэффициент вариации времени прохождения участка, kT

1

5,375

2

4,625

3

6,617

4

6,000

5,654

0,853

15,095

После четвертого заезда необходимо определить среднее время в отношении всей совокупности выполненных заездов, стандартное отклонение и коэффициент вариации, используя следующие формулы:

00000080.wmz, (B.6-1)

00000081.wmz, (B.6-2)

00000082.wmz, (B.6-3)

где:

Tj - время поездки в j-ом треке;

00000083.wmz - среднее значение времени заездов по всем трекам в отношении i-го участка дороги;

00000084.wmz - стандартное отклонение;

kT - коэффициент вариации времени заездов;

n - суммарное количество треков.

После четырех заездов коэффициент вариации времени заезда составляет 15,095, что в соответствии с таблицей 16 Рекомендаций указывает на необходимость выполнения 8 - 10 заездов. Результаты дополнительных заездов приведены в таблице B.6-2 Рекомендаций.

Таблица B.6-2

Параметры заездов в пиковый период

N трека

Наименование параметров

Время прохождения участка дороги Tj, мин

Среднее время прохождения участка по результатам прошедших заездов 00000085.wmz, мин

Стандартное отклонение времени прохождения участка по результатам прошедших заездов, 00000086.wmz

Коэффициент вариации времени прохождения участка, kT

1

5,375

2

4,625

3

6,617

4

6,000

5,654

0,853

15,095

5

5,312

5,586

0,755

13,513

6

5,937

5,644

0,690

12,228

7

4,562

5,490

0,751

13,683

8

5,500

5,491

0,695

12,665

Коэффициент вариации показывает, что восемь заездов обеспечивают получение достоверных результатов.

На следующем этапе необходимо определить среднее время поездки в свободных условиях движения (таблица B.6-3 Рекомендаций).

Таблица B.6-3

Параметры заездов в свободных условиях движения

N трека

Наименование параметров

Время прохождения участка дороги Tj, мин

Среднее время прохождения участка по результатам прошедших заездов 00000087.wmz, мин

Стандартное отклонение времени прохождения участка по результатам прошедших заездов, 00000088.wmz

Коэффициент вариации времени прохождения участка, kT

1

3,562

2

3,499

3

3,812

4

3,437

3,578

0,164

4,594

Сравнение коэффициента вариации со значениями, приведенными в таблице 16 Рекомендаций, показывает, что достаточно четырех заездов.

Далее, следует определить временной индекс ITj для j-го трека ГЛОНАСС/GPS через отношение времени поездки в пиковый период (таблица B.6-2 Рекомендаций) к времени поездки в свободных условиях (таблица B.6-3 Рекомендаций):

00000089.wmz

Полученное значение временного индекса (1,6) характеризует условия движения на данном участке дороги в период записи j-го трека ГЛОНАСС/GPS как неблагоприятные.