7.5. Временной индекс

7.5.1. Расчет временного индекса осуществляется для фактически наблюдаемых условий и условий свободного движения <34>.

--------------------------------

<34> Пункт 6 Приказа N 479.

7.5.2. Методика определения временного индекса, основанная на регистрации сигналов ГЛОНАСС/GPS КТС и (или) обработки таких сигналов, представленных источниками координатно-временных данных, содержит:

а) определение времени обследования.

Определение временного индекса в отношении исследуемого участка улицы, дороги осуществляется в периоды со сложными и свободными условиями движения.

Время начала и завершения временных периодов определяется на основании значений плотности движения, рассчитанных для перегонов обследуемых участков улиц, дорог за каждый час обследования (пункт 7.3 настоящих Рекомендаций).

При отсутствии данных о начале и завершении временных периодов следует руководствоваться таблицей 10 Рекомендаций;

Таблица 10

Временные периоды <35>

--------------------------------

<35> Приложение N 3 к Приказу N 114 "Временные периоды".

N п/п

Временной период

Время обследования

Продолжительность временного периода tоб, час

1.

Утренний пиковый период

07:00 - 11:00

4

2.

Дневной межпиковый период

12:00 - 15:00

3

3.

Вечерний пиковый период

17:00 - 20:00

3

4.

Ночной межпиковый период

22:00 - 01:00

3

б) определение длины обследуемого участка.

Регистрация сигналов ГЛОНАСС/GPS КТС предполагает формирование однородных условий движения, при которых длина участка определяется таким образом, чтобы время его проезда не превышало 5 минут.

На магистральных улицах и дорогах скоростного и непрерывного движения в состав обследуемого участка рекомендуется включать, минимум один въезд/съезд, на магистральных улицах и дорогах с регулируемым движением - минимум два регулируемых пересечения;

в) определение объема выборки для получения достоверной информации.

Координатно-временные параметры движения, зарегистрированные при единичном проезде КТС по обследуемому участку улицы, дороги, отображаемые на картографической основе в виде точек, соединенных в одну линию (далее - трек ГЛОНАСС/GPS), обладают степенью достоверности, зависящей от разброса времени поездки при осуществлении последовательных заездов КТС и определяемой в пределах 95% уровня доверительной вероятности. Чем больше разброс значений времени поездки, тем большее количество треков ГЛОНАСС/GPS необходимо учесть для получения достоверного результата.

Для определения минимального количества треков необходимо вычислить коэффициент вариации времени поездки и принимать решение в соответствии с данными, приведенными в таблице 11 Рекомендаций.

Таблица 11

Минимальное число треков КТС <36>

--------------------------------

<36> Приложение N 3 к Приказу N 114 "Необходимое число треков ГЛОНАСС/GPS".

Коэффициент вариации времени поездки, kT, %

Число треков ГЛОНАСС/GPS КТС

95% уровень доверительной вероятности и ошибка +/- 10%

95% уровень доверительной вероятности и ошибка +/- 5%

10

4

15

12

6

22

14

8

30

16

10

39

18

12

50

20

15

61

Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратичного отклонения времени поездки 00000039.wmz к среднему значению времени поездки:

00000040.wmz, (20)

где:

kT - коэффициент вариации времени поездки;

00000041.wmz - среднеквадратичное отклонение времени поездки, час;

00000042.wmz - среднее значение времени поездки по всем трекам ГЛОНАСС/GPS на i-ом участке дороги, час.

Среднее значение времени поездки определяется совокупностью треков ГЛОНАСС/GPS, записанных в отношении обследуемого участка улицы, дороги в течение определенного временного интервала:

00000043.wmz, (21)

где:

Tj - время поездки, соответствующее j-ому треку ГЛОНАСС/GPS;

n - суммарное количество треков ГЛОНАСС/GPS. Среднеквадратичное отклонение времени поездки определяется:

00000044.wmz, (22)

Необходимое число треков ГЛОНАСС/GPS определяется как для пиковых периодов, так и для периодов со свободными условиями движения;

г) определение временного индекса для обследуемого участка улицы, дороги по всей совокупности зарегистрированных треков ГЛОНАСС/GPS.

Первоначально определяется значение временного индекса для каждого трека ГЛОНАСС/GPS:

00000045.wmz, (23)

где:

ITj - значение временного индекса в j-ом треке ГЛОНАСС/GPS;

00000046.wmz - время j-го трека ГЛОНАСС/GPS в пиковый период;

00000047.wmz - время j-го трека ГЛОНАСС/GPS в свободных условиях.

Среднее значение временного индекса для i-го участка дороги по совокупности n треков ГЛОНАСС/GPS определяется по формуле:

00000048.wmz, (24)

д) определение временного индекса для обследуемой сети улиц, дорог.

Определяется суммарная длина участков обследованной сети улиц, дорог:

00000049.wmz, (25)

где:

m - число обследованных участков улиц, дорог.

Определяется доля длины каждого участка в суммарной длине обследуемой сети:

00000050.wmz, (26)

Определяется взвешенное значение временного индекса для обследуемой сети:

00000051.wmz, (27)

е) интерпретация значений временного индекса.

В соответствии с определением (отношение времени поездки в пиковый период к времени поездки в свободных условиях движения) значение временного индекса всегда превышает единицу.

Временной индекс указывает количество дополнительного времени, необходимого для совершения поездки по данному участку сети или сети в целом. Например, значение временного индекса равное 1,5 интерпретируется следующим образом - 30-минутная поездка во внепиковый период займет 45 минут в пиковое время.

Ориентировочные значения временного индекса приведены в таблицах 12 и 13 Рекомендаций.

Таблица 12

Оценка условий движения на сегментах дорог

Значение временного индекса, IT

Характеристика условий движения

< 1,15

В пиковые периоды не наблюдается ухудшение условий движения

1,15 - 1,25

В пиковые периоды наблюдается незначительное ухудшение условий движения

1,25 - 1,4

В пиковые периоды наблюдается ухудшение условий движения

1,4 - 2

В пиковые периоды наблюдается значительное ухудшение условий движения

> 2

В пиковые периоды сегмент функционирует ненадежно.

Таблица 13

Значения временного индекса для городов с различной

численностью населения

Численность населения города, млн. чел.

Значения временного индекса, IT

Минимальное

Максимальное

Крупнейшие, (более 1 млн. чел)

более 2

1,2

1,5

от 1 до 2

1,15

1,4

Крупные, (от 0,25 до 1 млн. чел.)

от 0,5 до 1

1,1

1,4

менее 0,5

1,1

1,25

Пример расчета временного индекса приведен в приложении B.6 к Рекомендациям.