7.1. Интенсивность дорожного движения и состав ТС

7.1.1. Применяемые методы учета интенсивности движения (ТС, пешеходов, велосипедистов, СИМ) и состава ТС, предназначены для получения и накопления информации об общем количестве ТС (пешеходов, велосипедистов, СИМ) и составе транспортного потока, проходящих в единицу времени через поперечное сечение дороги (путей сообщения пешеходов, велосипедистов, СИМ) в каждом из разрешенных направлений движения.

7.1.2. При организации обследований транспортного потока с использованием средств автоматизированного учета рекомендовано использовать классификацию транспортного потока EUR 13, с соответствующими коэффициентами приведения к легковому автомобилю (таблица 6 Рекомендаций).

7.1.3. При проведении обследования дорожного движения посредством визуального учета ТС силами привлекаемых к участию в обследовании наблюдателей, рекомендовано использовать упрощенный вариант категорирования ТС (Европейская классификация транспортного потока EUR 6) с соответствующими коэффициентами приведения к легковому автомобилю (таблица 7 Рекомендаций).

7.1.4. Количество наблюдателей при визуальном учете интенсивности движения ТС (пешеходов, велосипедистов, СИМ) устанавливается, исходя из условия регистрации 300 ТС в течение часа одним наблюдателем <17>.

--------------------------------

<17> Пункт 18 Приказа N 114.

7.1.5. При использовании механических и электронных счетчиков, не имеющих встроенных устройств хранения информации, количество наблюдателей устанавливается из условия 450 ТС в час на одного человека, а при наличии электронных счетчиков со встроенными устройствами хранения информации количество учетчиков задается из условия 600 ТС в час на одного человека <18>.

--------------------------------

<18> Абзац 2 и 3 пункта 4.2.3.4 ГОСТ 32965-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока" (введен в действие приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 997-ст) (М.: Стандартинформ, 2016) (далее - ГОСТ 32965-2014).

7.1.6. Если интенсивность движения ТС, проходящих через поперечное сечение улицы, дороги, превышает указанные значения, то учет проводится по каждой полосе (направлению) движения или типу (типам) ТС отдельно <19>.

--------------------------------

<19> Абзац 4 пункта 4.2.3.4 ГОСТ 32965-2014.

7.1.7. Визуальный учет по видеоизображению повышает эффективность работы за счет: возможности одновременной работы наблюдателей (режим реального времени); возможности повтора и комфортных условий работы (при анализе видеозаписи); возможности использования специализированного программного обеспечения для обработки данных.

7.1.8. Первичные видеоматериалы, результаты обработки (карточки учета интенсивности) рекомендуется регистрировать в системе документарного учета, хранить и передавать заказчику работ (при необходимости). Хранить видеоматериалы (при выполнении периодических и систематических работ по обследованию интенсивности дорожного движения) следует до поступления следующих результатов учета. Всем видеоизображениям целесообразно иметь индикацию даты и времени с предварительной синхронизацией.

7.1.9. Любые визуальные методы учета интенсивности движения и состава ТС, предусматривают необходимость подготовки пунктов учета по условиям обеспечения безопасности наблюдателей, с оценкой возможности работы на них, необходимости автомобилей технической поддержки и прочего.

7.1.10. К проведению обследований могут привлекаться только подготовленные наблюдатели, обученные методикам, порядку работы с формами, методами расчета и анализа данных.

7.1.11. Фактическая интенсивность движения, устанавливаемая на основе данных учета движения, подразделяется с учетом продолжительности времени ее регистрации на часовую, суточную интенсивность, интенсивность за месяц и годовую интенсивность.

7.1.12. Определение состава ТС предполагает выделение в транспортном потоке автомобилей, принадлежащих к разным расчетным категориям (таблица 6, 7 Рекомендаций)

7.1.13. Автоматизированный учет интенсивности движения и состава ТС возможен с применением любых типов транспортных детекторов (магнитно-индуктивные детекторы (петлевые), радиолокационные (СВЧ) детекторы (радары), ультразвуковые (в том числе, для пешеходов), инфракрасные (в том числе, для пешеходов и велосипедистов), магнитные, пневматические (для велосипедистов), тензодетекторы, видеодетекторы).

Их применение ограничивается типом объекта транспортной инфраструктуры, способом и местом установки, возможностью различать необходимые типы ТС (ввиду их разобщенной классификации в нормативных документах), разными целями и задачами.

Рекомендуемая точность показаний приборов составляет не менее 5%. Калибровку приборов учета следует проводить ежегодно, использование транспортных детекторов требует соответствующего технического сопровождения, постоянного контроля адекватности их работы.

Таблица 6

Категории подлежащих учету ТС (1)

1) при проведении обследования дорожного движения в автоматическом режиме с использованием технических средств регистрации, передачи, приема и хранения информации, (источники: классификация EUR 13; приказ Минтранса России "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения в части расчета значений основных параметров дорожного движения" от 26.12.2018 N 479 (далее - Приказ N 479); ГОСТ 32965-2014).

N п.п.

Категория ТС

Коэффициент приведения к легковому автомобилю

1.

Легковые автомобили небольшие грузовики (фургоны) <20> и другие автомобили с прицепом и без него

1,0

2.

Двухосные грузовые автомобили, автобусы особо малого класса

1,5

3.

Трехосные грузовые автомобили, автобусы малого класса

1,8

4.

Четырехосные грузовые автомобили

2,0

5.

Четырехосные автопоезда (двухосные грузовые автомобили с прицепом), автобусы среднего класса

2,2

6.

Пятиосные автопоезда (трехосные грузовые автомобили с прицепом)

2,7

7.

Трехосные седельные автопоезда (двухосные седельные тягачи с полуприцепом)

2,2

8.

Четырехосные седельные автопоезда (двухосные седельные тягачи с полуприцепом)

2,7

9.

Пятиосные седельные автопоезда (двухосные седельные тягачи с полуприцепом)

2,7

10.

Пятиосные седельные автопоезда (трехосные седельные тягачи с полуприцепом)

2,7

11.

Шестиосные седельные автопоезда, автобусы особо большого класса

3,2

12.

Автомобили с семью и более осями и другие

3,2

13.

Автобусы большого класса

3,0

--------------------------------

<20> Транспортные средства категории M1, предназначенные (оборудованные) для перевозки мелкопартионных грузов.

Таблица 7

Категории подлежащих учету ТС (2)

2) при проведении обследования дорожного движения посредством визуального учета ТС силами привлекаемых к участию в обследовании наблюдателей, (источник: классификация EUR 6).

N п.п.

Категория ТС

Коэффициент приведения к легковому автомобилю

1.

Мотоциклы

1,0

2.

Легковые автомобили и небольшие грузовики (фургоны)

1,0

3.

Легковые автомобили с прицепом

1,0

4.

Грузовики, небольшие тяжелые грузовики, малые автобусы

2,0

5.

Автопоезда (тягач с прицепом или полуприцепом)

3,0

6.

Автобусы

3,0

7.1.14. Приведенные значения интенсивности движения и состава ТС рассчитываются следующим образом <21>:

--------------------------------

<21> Пункты 2 и 3 Приказа N 479.

а) Приведенная интенсивность движения ТС на i-ом участке улицы, дороги рассчитывается по формуле:

00000001.wmz (1)

где:

Nj - количество ТС j-ой расчетной категории, прошедших через сечение участка дороги в одном направлении за время наблюдения, авт./ч;

kj - коэффициент приведения ТС j-ой расчетной категории к легковому автомобилю;

n - количество расчетных категорий ТС (1 - 13; 2 - 6);

tн - продолжительность наблюдения интенсивности движения на участке улицы, дороги, час;

б) Доля ТС каждой расчетной категории на i-ом участке улицы, дороги рассчитывается по формуле:

00000002.wmz (2)

7.1.15. Допускается определять часовые значения интенсивности движения по данным учета за меньший промежуток времени, с последующим приведением значений к часу:

- при интенсивности движения не менее 2000 авт/ч - 10 мин.;

- при интенсивности движения не менее 1000 авт/ч - 15 мин.;

- при интенсивности движения не менее 500 авт/ч - 10 мин.

Погрешность в расчете часовых значений находится в пределах 10%.

7.1.16. Для натурных обследований интенсивности движения (ТС, пешеходов, велосипедистов, СИМ) и состава ТС, применяют формы или таблицы учета интенсивности и состава движения ТС, образцы которых приведены в приложении N 3 к Приказу N 114.

7.1.17. Для удобства наблюдателя, при натурном обследовании объекта могут быть использованы бланки (карточки) учета, образцы которых в приложениях A.1 - A.6 к Рекомендациям, что не исключает последующего заполнения и оформления таблиц учета в соответствии с приложением N 3 к Приказу N 114 для унифицированного учета первичных данных обследований дорожного движения.

7.1.18. При обследовании интенсивности движения с применением визуального ручного учета допустим одновременный учет нескольких направлений движения ТС и пешеходов, ТС и велосипедистов (в том числе СИМ) или ТС, пешеходов и велосипедистов одним наблюдателем при невысоких значениях интенсивности движения и сонаправленных транспортных потоках. Критические значения интенсивности движения ТС, приходящиеся на одного наблюдателя, не должны превышать значений, указанных в пунктах 7.1.4 - 7.1.6 Рекомендаций.

7.1.19. При оценке характеристик транспортных потоков на пересечениях различных типов, как правило, организуются работы по формированию (актуализации) матрицы корреспонденций (таблицы, отражающей распределение интенсивности движения на пересечении между въездами и выездами). Матрицы корреспонденций получают по данным натурных обследований <22>.

--------------------------------

<22> Пункт 1.3 Методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения "Повышение эффективности использования кольцевых развязок", согласованные Минтрансом России 02.07.2017 (М., 2017) (далее - МР "Повышение эффективности использования кольцевых развязок").

7.1.20. Различают несколько методов оценки матриц корреспонденций: метод цветных бирок, метод записи номерных знаков, метод одного наблюдателя, методы широкоугольного или панорамного видеомониторинга.

Методика получения матрицы корреспонденции "Методом одного наблюдателя" <23> приведена в приложении B-8 к Рекомендациям.

--------------------------------

<23> Пункт 1.4 Методических рекомендаций "Повышение эффективности использования кольцевых развязок".