7.2. Скорость движения транспортных средств

7.2.1. Определение скорости движения ТС проводят в целях получения усредненных данных скорости движения транспортного потока или мгновенной скорости движения ТС <24>.

--------------------------------

<24> Пункт 4.10 Распоряжения Минтранса России от 28.12.2016 N НА-197-р "Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации".

7.2.2. Определение скорости стационарными транспортными детекторами может осуществляться одновременно с получением данных об интенсивности движения и составе транспортного потока на тех же пунктах учета и объектах транспортной инфраструктуры.

7.2.3. Скорость движения, получаемая натурным методом, определяется по данным времени движения КТС на характерных участках улиц, дорог. КТС рекомендуется оборудовать устройствами ГЛОНАСС/GPS для автоматической регистрации параметров движения по маршруту следования.

7.2.4. Предпочтительным источником данных при определении времени движения между двумя пунктами является использование КТС. Количество заездов между заданными пунктами для получения достоверных результатов зависит от разброса данных и определяется в пределах 95-процентного уровня надежности. Чем больше разброс значений времени поездки, тем большее количество заездов КТС необходимо.

7.2.5. Для каждого из участвующих в обследовании КТС следует устанавливать маршрут движения на обследуемой сети дорог. На основе установленных маршрутов движения для водителей КТС следует формировать задания на проведение обследования с применением КТС согласно форме, приведенной в приложении N 4 Приказа N 114.

7.2.6. Для выполнения обследования дорожного движения в качестве КТС необходимо использовать ТС категорий M1 или N1.

7.2.7. Наблюдателям, находящимся в КТС, следует регистрировать время прохождения КТС соответствующих участков дорог в специальной, заранее подготовленной форме <25>.

--------------------------------

<25> Таблица 4 Приложения 3 к Приказу N 114.

7.2.8. Условия движения КТС предполагают равенство числа ТС, обогнавших КТС, числу ТС, которых опередило само КТС, определяемое визуально (режим движения "floating car").

7.2.9. Минимально необходимое число КТС, одновременно находящихся на сети дорог в течение временного периода определяется по формуле <26>:

--------------------------------

<26> Пункт 25 Приказа N 114.

00000003.wmz (3)

где:

L - общая протяженность обследуемой сети дорог во всех направлениях движения, км;

n - число заездов КТС, необходимое для получения статистически значимой оценки;

00000004.wmz - отношение средней скорости движения ТС в пиковый период к средней скорости движения ТС в условиях свободного движения, (%) <27>;

--------------------------------

<27> При отсутствии данных обследований дорожного движения соотношение средних скоростей движения в пиковый период и в условиях свободного движения 00000005.wmz принимается равной 70%.

Vmax - максимальная скорость движения ТС по участку дороги, допустимая при соблюдении установленных ограничений скорости движения ТС, км/ч;

tоб - продолжительность обследования дорожного движения, час (следует принимать равной продолжительности временного периода, выявленной в ходе обследований интенсивности движения ТС на стационарных постах учета).

7.2.10. Определение количества заездов (замеров мгновенной скорости или времени движения для расчета скорости движения):

00000006.wmz (4)

где:

n - объем выборки (количество заездов);

t - критерий Стьюдента;

00000007.wmz - среднеквадратическое отклонение скорости от среднего значения, км/ч;

00000008.wmz - максимально допустимая ошибка.

00000009.wmz (5)

где:

00000010.wmz - средняя скорость движения КТС, км/ч;

Vi - значение мгновенной скорости движения ТС, зафиксированное в автоматическом режиме на стационарном посту учета движения, км/ч;

N - число замеров скорости движения, выполненных в ходе обследования дорожного движения на стационарных постах учета.

7.2.11. Допустимо использование коэффициента вариации скорости (kV) и относительной ошибки для определения количества заездов КТС <28>:

--------------------------------

<28> Пункт 26 Приказа N 114.

00000011.wmz, (6)

где kV - коэффициент вариации скорости;

00000012.wmz (7)

где e - относительная ошибка.

7.2.12. По результатам различных исследований коэффициент вариации скорости (kV) для дорог с непрерывным движением изменяется в пределах 15 - 25%.

Меньшие значения соответствуют уровням обслуживания B, C, D, большие для состояний потока с низкой (до 200 авт/ч на полосу) и высокой (более 1200 авт/ч на полосу) интенсивностью движения.

В таблице 8 Рекомендаций приведены данные по размеру выборки при различных коэффициентах вариации при 90% и 95% уровнях доверительной вероятности и 5% относительной ошибке.

Таблица 8

Данные по размеру выборки

Коэффициент вариации скорости, kV

Размер выборки

90% уровень доверительной вероятности

95% уровень доверительной вероятности

0,25

85

96

0,225

69

78

0,2

54

61

0,175

42

47

0,15

31

35

7.2.13. Минимальное количество заездов КТС для определения среднего времени поездки в пределах 95-процентного доверительного интервала зависит от ширины интервала, который является приемлемым для получения достоверных результатов. Если предъявляются очень высокие требования к калибровке и устанавливается небольшой интервал, количество заездов возрастает.

7.2.14. Определение необходимого числа заездов КТС может производиться по уравнениям 4 и 7.

Возможные значения коэффициента вариации времени поездки (kT) изменяются от 10% до 20%, верхние значения диапазона соответствуют интенсивности движения, приближающейся к пропускной способности. В таблице 9 Рекомендаций приведены данные определения числа заездов для различных условий.

Таблица 9

Данные для определения числа заездов

Коэффициент вариации времени поездки, kT

Число заездов КТС

90% уровень доверительной вероятности и ошибка +/- 10%

95% уровень доверительной вероятности и ошибка +/- 10%

95% уровень доверительной вероятности и ошибка +/- 5%

10

3

4

15

12

5

6

22

14

7

8

30

16

9

10

39

18

11

12

50

20

14

15

61

7.2.15. Обработку данных сигналов ГЛОНАСС/GPS, записанных в ходе обследования дорожного движения средствами навигации, установленными на КТС, следует проводить с использованием программного обеспечения, соответствующего требованиям пунктов 29 и 30 Приказа N 114.

7.2.16. Данные сигналов ГЛОНАСС/GPS, представляемые источниками координатно-временных данных, следует использовать в случае обеспечения условий, указанных в пункте 31 Приказа N 114:

7.2.17. Для каждого из временных периодов формируется массив сигналов ГЛОНАСС/GPS, записанный за этот период на обследуемой сети дорог (один массив на каждый временной период) <29>.

--------------------------------

<29> Пункт 32 Приказа N 114.

Массив сигналов ГЛОНАСС/GPS, записанный на опорном участке сети дорог в течение соответствующего временного периода используется при расчете основных параметров дорожного движения.

7.2.18. Применение радар-детекторов предполагает использование поверенных (в соответствующем порядке) приборов и специальных печатных или электронных форм, куда заносятся значения скорости движения отдельных ТС.

Электронные формы формируются автоматически или вручную наблюдателем, в зависимости от модели прибора. Количество замеров скорости движения ТС определяется по таблице 8 Рекомендаций.

7.2.19. Применение цифровой обработки видеоизображений для получения мгновенных значений скорости движения возможно после калибровки этой технологии по данным других детекторов скорости.

7.2.20. При организации работ по определению скорости движения детекторами рекомендуется учитывать особенности и основные инструкции по их применению во избежание больших погрешностей, потери данных и, соответственно, повторных обследований.

7.2.21. Расчет мгновенных значений скорости движения по результатам измерения времени движения ТС по контрольному участку дороги наблюдателями предусматривает заполнение специальных электронных или печатных форм, ведение журнала регистрации значений времени движения, статистического обоснования количества замеров.

Скорость движения определяется отношением времени проезда участка дороги к его длине. Организацией обследования предусматривается обустройство видимых наблюдателю границ участка техническими средствами.

Длина участка измеряется курвиметром с точностью не менее 0,5 м. Схема участка с указанием протяженности, адреса начала и окончания участка отображается в специальной форме для регистрации времени движения ТС.

7.2.22. В случае если учет времени движения ТС на контрольном участке дороги происходит по видеоизображению и физический доступ к контрольному участку отсутствует, допустимо длину участка определять по цифровой карте.

Ракурс видеоизображений или расположение пунктов учета следует выбирать из условия хорошей видимости начальной и конечной точек контрольного участка улицы, дороги. Регистрировать время движения ТС следует с точностью до 0,1 сек.

Всем видеоизображениям целесообразно иметь индикацию даты и времени с предварительной синхронизацией.

7.2.23. Расчетным методом, значение средней скорости движения по i-му участку дороги можно получить следующим образом <30>:

--------------------------------

<30> Пункт 3 Приказа N 479.

00000013.wmz (8)

где:

00000014.wmz - среднее время движения ТС по i-му участку дороги, час.

Среднее время движения ТС по i-му участку дороги рассчитывается:

00000015.wmz (9)

где:

n - количество проездов ТС по i-му участку дороги;

tj - время проезда участка дороги, зафиксированное при j-м проезде ТС, час (регистрируется при обследовании дорожного движения).

Средняя скорость движения ТС на сети дорог рассчитывается следующим образом:

00000016.wmz, (10)

где:

mi - число полос движения в одном направлении для i-го участка дороги;

Пример оценки средней скорости движения приведен в приложении B.1 к Рекомендациям.