В процессе легализации преступники используют различные "лазейки" в законодательстве либо иные факторы, позволяющие им придавать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению преступным доходом, маскируя легализацию под законные операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом. Совершая подобные операции, преступники пытаются дистанцироваться от криминального источника происхождения средств, осложняя при этом действия компетентных органов по отслеживанию цепочек транзакций и сбору доказательств. Такие факторы или по методологии ФАТФ - уязвимости - могут сочетаться друг с другом с целью ухода от внимания компетентных органов и комплаенс-подразделений частного сектора.
В данной главе представлено общее описание рисков отмывания преступных доходов и способствующих их реализации уязвимостей различного рода, характерных для Российской Федерации, а также приведена их оценка по шкале низкий - умеренный - повышенный - высокий. Более подробная информация по рискам и уязвимостям приведена в непубличной версии отчета НОР.
Необходимо учитывать, что в реальных схемах отмывания денег преступники как правило используют сразу несколько способов, содержащих в себе уязвимости различного рода. Например, преступные денежные средства могут перечисляться по фиктивным торговым основаниям по счетам технических фирм, а затем сниматься наличными под видом выплаты заработной платы.
Выбор преступниками конкретного набора уязвимостей связан с рядом обстоятельств, в том числе уровнем организации и подготовки преступников, их возможностью и готовностью тратить ресурсы на отмывание, характером совершаемого предикатного преступления, желаемой формой отмытых средств. Например, организованные преступные группы и сообщества, занимающиеся регулярным извлечением преступного дохода, могут тратить больше средств и усилий на отмывание средств, чем лица, совершающие мелкие, "бытовые" преступления.
В этой связи описываемые ниже риски фокусируются в первую очередь на преступниках, представляющих наибольшую угрозу, например, систематически совершающих предикатные преступления, лицах, вовлеченных в коррупцию и т.п. (см. Главу III выше для более детального описания угрозы). В случаях, когда в ходе проведения оценки риска была выявлена существенная связь между уязвимостью и отдельными предикатными преступлениями, это отмечено в анализе ниже.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей