Введение

Складывающаяся оперативная обстановка свидетельствует о том, что проблема международного терроризма и его финансирования приобрела не только характер "постоянно действующей угрозы", но и сопровождается рядом негативных тенденций, формирующих новые вызовы и угрозы национальной безопасности.

Ослабевающие позиции отдельных МТО вынуждают их вовлекать в противоправную деятельность все большее количество лиц, в том числе с территорий иных государств, а также использовать новые и нерегулируемые инструменты сбора и перевода денежных средств в целях обеспечения финансовой подпитки своей деятельности.

В этой связи, только глубокое и всестороннее понимание рисков финансирования терроризма государственными органами, организациями и частным сектором позволяет наиболее эффективным и осознанным образом выстроить национальную систему ПОД/ФТ, в том числе в части своевременного принятия скоординированных мер, направленных на снижение выявленных рисков.

Настоящий отчет опирается на руководящие документы ФАТФ, накопленный международный опыт, результаты регулярного мониторинга, проводимого различными российскими ведомствами в тех или иных форматах на протяжении длительного временного периода в рамках анализа тенденций на национальном и Евразийском уровне.

Данный документ также опирается на итоги предыдущей национальной оценки рисков ФТ (далее - НОР ФТ) 2017 - 2018 годов, выделяя при этом новые и изменившиеся риски ФТ, образовавшиеся за последние несколько лет.

Целью настоящей НОР ФТ является обеспечение актуального понимания имеющихся в стране рисков ФТ, как функции трех факторов: угрозы, уязвимости и последствия, в соответствии с выявленной вероятностью применения отдельными террористами либо террористическими группами <2> способа привлечения, перемещения или использования средств <3> ввиду наличия одной или нескольких уязвимостей, что приводит к террористическим последствиям (например, совершению террористических актов).

--------------------------------

<2> Под террористическими группами в настоящем документе понимаются террористические организации, террористические сообщества, иные организованные группы (преступные сообщества), незаконные вооруженные формирования, созданные или создаваемые для совершения преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

<3> Под средствами в настоящем документе понимаются любые активы, включая финансовые активы, экономические ресурсы, имущество любого вида, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, неважно как приобретенное, и правовые документы или инструменты в любой форме, в том числе электронной или цифровой, предоставляющие право или долю в таком имуществе или иных активах. Средства включают, в частности, наличные денежные средства и денежные инструменты (дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).

Настоящий отчет является публичной версией НОР ФТ, предназначенной для использования частным сектором (в особенности ответственными сотрудниками по ПОД/ФТ и сотрудниками комплаенс-подразделений) в целях улучшения понимания рисков своих клиентов, предоставляемых продуктов и услуг, и применения мер реагирования, соразмерных выявленным рискам. Данный документ также может быть полезен надзорным и правоохранительным органам, а также другим участникам системы ПОД/ФТ для лучшего применения риск-ориентированного подхода в своей сфере деятельности, в т.ч. для более эффективного управления ресурсами в условиях возникающих новых вызовов. Указанный отчет также может представлять интерес и для более широкого экспертного сообщества, желающего получить сведения об актуальных угрозах ФТ и уязвимостях.

Настоящий отчет включает в себя описание основных угроз, уязвимостей и рисков ФТ, систематизированных по этапам процесса финансирования терроризма (привлечение, перемещение, использование средств) с учетом уязвимостей, присущих каждому риску, принимая во внимание закрытый характер информации о деятельности, связанной с финансированием терроризма. Более подробная информация о взаимосвязи различных факторов рисков ФТ, включая определение профилей финансового поведения, характеристики различных угроз финансирования терроризма, а также описание принятых мер по минимизации рисков, выявленных при настоящей оценке приведена в закрытой версии НОР ФТ, содержащей данные ограниченного распространения.

В НОР ФТ приняли участие все ключевые участники национальной системы ПОД/ФТ: правоохранительные органы, контрольные (надзорные) органы, иные государственные органы и организации, а также частный сектор. Для целей повышения оперативности межведомственного взаимодействия представители указанных государственных органов и организаций были объединены в формате рабочей группы.

При проведении НОР также были учтены внешние оценки рисков ФТ в России через анализ поступающей от иностранных партнеров информации об угрозах и уязвимостях, в т.ч. по конкретным делам, а также региональных и глобальных рисков, выявляемых профильными международными организациями. Особое внимание было уделено рискам, выявленным в рамках наднациональной оценки рисков ЕАГ, учитывая территориальную, экономическую и культурную общность евразийского региона.

Процесс НОР ФТ проводился в три этапа: выявление, анализ и оценка рисков.

На этапе выявления рисков в целях понимания факторов риска и их систематизации был проведен сбор информации, в том числе из следующих источников:

а) Документы стратегического характера, определяющие цели, задачи и основные направления реализации национальной политики;

б) материалы межведомственных форматов взаимодействия;

в) материалы международных организаций и их органов;

г) положения действующего законодательства и проекты нормативных правовых актов;

д) результаты контрольной (надзорной) деятельности в сфере ПОД/ФТ;

е) материалы органов государственной власти и организаций (аналитические отчеты, доклады об оценке эффективности правоприменительной и судебной практики);

ж) материалы финансовых расследований, уголовные дела и судебные приговоры, в том числе за совершение преступлений, связанных с ФТ;

з) признаки сомнительных операций, связанных с ФТ;

и) результаты наднациональной оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе, проведенной на площадке ЕАГ <4>;

--------------------------------

<4> Итоги 36-го Пленарного заседания ЕАГ от 03.06.2022.

к) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, поступающие в Росфинмониторинг от частного сектора;

л) информация от научного сообщества (в том числе статьи, исследования и т.п.).

м) материалы СМИ;

н) иные сведения.

На этапе анализа рисков проведено анкетирование ведомств, представителей финансовых учреждений и УНФПП <5>, которые оценили уровень вероятности реализации риска ФТ в зависимости от угроз и уязвимостей, присущих каждому из рисков. Также проводился анализ статистических данных, принятых мер и их влияния на снижение риска (т.н. "остаточные риски"), и иных источников информации.

--------------------------------

<5> Сектор ДМДК, игорный сектор, риелторы, адвокаты, аудиторы, нотариусы, бухгалтеры и юристы.

При этом, необходимо понимать, что реальные схемы финансирования терроризма обычно включают все стадии этого процесса и комбинацию различных способов ФТ в целях уклонения от процедур контроля со стороны государственных органов и частного сектора.

Полученные рейтинги сопоставлены с результатами анализа, проведенного на этапе выявления рисков, а также иной информацией от участников НОР.

На этапе оценки рисков осуществлен расчет оценок уровня риска ФТ с последующим определением мер по минимизации рисков и приоритетности их реализации.