2.1. Дополнительное образование как особое инклюзивное образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей, в том числе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также способствует выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (ст. 75 Федерального закона).
Дополнительное образование нацелено на обеспечение непрерывности образования и осуществляется параллельно обучению по основным образовательным программам. Дополнительное образование не является уровнем образования и, соответственно, не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.
Дополнительное образование может быть организовано как в общеобразовательных организациях, так и в образовательных организациях дополнительного образования.
Процесс получения детьми дополнительного образования регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (п. 1 ст. 12 ФЗ N 273).
Дополнительная общеобразовательная программа - это:
- нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
- программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на:
- создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
- удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области;
- оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
- накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Данное понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога - разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.
Дополнительные образовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Для обучающихся с ОВЗ детей-инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность данные программы должны быть адаптированы с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Основой для разработки и зачисления обучающихся на программы дополнительного образования являются интересы и склонности обучающихся. На основании их из обучающихся формируются в группы одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы) (далее - объединения). Например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Приоритетной формой организации дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов является обучение совместно с другими обучающимися. Такая форма организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет реализовать принципы инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, построенная на принципах инклюзии, предполагает вовлечение и самовключение их образовательную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками, что способствует социокультурной интеграции и инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. В условиях дополнительного образования могут быть созданы условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятым в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества. Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений.
Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация дополнительного образования, проведение занятий в более неформальной обстановке, чем школьный урок. Для дополнительного образования характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Оно строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся.
В отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов при организации дополнительного образования должно быть учтены трудности детей при осуществлении выбора направленности программы, а также необходимость учета их особых образовательных потребностей в плане регулирования длительности занятий, последовательного вхождения в деятельность, поддержания интереса обучающихся к выбранной программе и т.д.
Кроме того, в условиях дополнительного образования рекомендуется проводить целенаправленную работу по включению детей во всевозможные мероприятия инклюзивного характера, предусматривающие совместную деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их сверстников: праздники, утренники, посвященные календарным датам, конкурсы, фестивали детского творчества, концерты, музыкальные спектакли, спортивные состязания, конкурсы профессионального мастерства, выставки художественно-прикладных и творческих работ и др.
В системе дополнительного образования инклюзивные и специальные группы могут функционировать в таких учреждениях, как:
центры различной направленности: детского творчества, юных техников, технического творчества обучающихся, культуры, искусств, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.;
дворцы творчества различной направленности: творчества детей и молодежи, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.;
станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
школы, реализующие дополнительные общеобразовательные (предпрофессиональные) программы: детские школы искусств, детско-юношеские спортивные и спортивно-адаптивные школы и др.;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей