I. Общие положения

Одной из приоритетных задач реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" является внедрение Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей с применением современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов, к числу которых относится персонифицированное финансирование.

Под персонифицированным финансированием дополнительного образования детей (далее - ПФДО) понимают закрепление определенного объема денежных средств за потребителем и их последующая передача исполнителю образовательных услуг вне зависимости от его организационно-правовой формы, по выбору потребителя.

Кроме того, использование ПФДО позволяет:

расширить возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и формы собственности;

повысить вариативность, качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на конкретной территории субъекта Российской Федерации;

обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

сформировать эффективную межведомственную систему управления в сфере дополнительного образования детей, ориентированную на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития региона.

Реализация системы ПФДО регламентирована нормативными правовыми актами федерального уровня:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 24 марта 2021 г.) (Собрание законодательства РФ, 31 декабря 2012 г., N 53 (ч. 1), ст. 7598; 29 марта 2021 г., N 13 (часть I), ст. 2137);

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 28 июля 2014 г., N 30 (Часть I), ст. 4213);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 7 мая 2012 г., N 19, ст. 2336);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14 мая 2018 г., N 20, ст. 2817);

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 27 июля 2020 г., N 30, ст. 4884);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образование" (с изменениями от 15 марта 2021 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 2018 г., N 1 (Часть II), ст. 375; 22 марта 2021 г., N 12, ст. 2025);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13 апреля 2021 г.);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р" (Собрание законодательства Российской Федерации, 11 апреля 2022 г., N 15, ст. 2534);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 13 сентября 2021 г., N 37, ст. 6553);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в ред. от 2 февраля 2021 г., Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 декабря 2019 г.);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N N 882, 391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 сентября 2020 г.);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 г. N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";

Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16 (результат 1.10 "Во всех субъектах Российской Федерации внедрены целевые модели развития региональных систем дополнительного образования детей");

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. N ВК-1232/09 "О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей (Вестник образования, N 15, август, 2017);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 09-188 "О внедрении типового решения общедоступного навигатора дополнительного образования детей" (Администратор образования, N 5, 2018).

Важно подчеркнуть, что потребителями услуг дополнительного образования в системе персонифицированного финансирования являются дети от пяти лет до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Основным инструментом реализации системы ПФДО является сертификат дополнительного образования, который используется:

для осуществления персонифицированного учета обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;

для оплаты услуг исполнителей, реализующих востребованные дополнительные общеобразовательные программы.

В качестве механизма, который упорядочивает внедрение системы ПФДО, выступает общедоступный региональный навигатор дополнительного образования детей.

В основе системы ПФДО лежат следующие принципы:

- равный и свободный доступ детей к получению сертификата дополнительного образования;

- свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации;

- право ребенка в любой момент записаться на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу независимо от статуса сертификата дополнительного образования;

- информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификата дополнительного образования, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, и иных параметрах функционирования системы ПФДО;

- равный доступ исполнителей образовательных услуг независимо от организационно-правовой формы к системе ПФДО;

- принцип именной принадлежности сертификата дополнительного образования;

- принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата дополнительного образования с номиналом.

Важно отметить, что для успешной реализации основных мероприятий по внедрению системы ПФДО в субъекте Российской Федерации, необходимо согласованное межуровневое и межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (в том числе научных учреждений), в целях которого создаются и начинают функционировать межведомственный совет и муниципальные межведомственные рабочие группы по внедрению и реализации целевой модели дополнительного образования детей.

Ключевая роль в реализации системы ПФДО отводится региональному модельному центру и муниципальным опорным центрам дополнительного образования детей как региональному оператору и муниципальным координаторам проекта (РМЦ и МОЦ).

В методических рекомендациях раскрываются основные понятия и важные аспекты внедрения ПФДО.

Методические рекомендации адресованы специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, сотрудникам РМЦ и МОЦ, руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.