II. Организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей

II. Организационно-финансовая структура региональной системы

дополнительного образования детей

2.1. В соответствии с Целевой моделью организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей и региональный навигатор. Персонифицированный учет представляет собой целостную систему регистрации контингента детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (программам спортивной подготовки), предпочтений таких детей, их родителей (законных представителей) и формирования системой дополнительного образования предложения, соответствующего в комплексе как предпочтениям, так и приоритетам социально-экономического, национального и культурного развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Персонифицированный учет должен соответствовать следующим принципам:

а) прозрачность механизмов персонифицированного учета, обеспечивающая возможность проведения проверки любых элементов учета на предмет точности, достоверности и полноты описания;

б) целостность и связанность данных персонифицированного учета, обеспечивающая сопоставления элементов учета (образовательных организаций, дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки), детей и их родителей (законных представителей) и др.) по уникальным идентификаторам;

в) единая структура управления механизмами персонифицированного учета, в том числе с помощью информационной системы регионального навигатора;

г) управление системой дополнительного образования детей, основанное на данных персонифицированного учета.

Ответственность за реализацию персонифицированного учета в субъекте Российской Федерации несет региональный модельный центр.

Механизмы персонифицированного учета отличаются в зависимости от вида элемента учета.

2.1.1. Персонифицированный учет детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам (программам спортивной подготовки) осуществляется с помощью сертификата дополнительного образования, являющегося электронной реестровой записью, учитываемой в информационной системе регионального навигатора (далее - сертификат).

Сертификат должен иметь уникальный число-буквенный идентификатор. Один сертификат может быть присвоен только одному ребенку, для чего, в том числе, рекомендуется использовать страховой номер индивидуального лицевого счета ребенка. Реестр сертификатов ведется в электронном виде в региональном навигаторе.

При зачислении на обучение по дополнительной общеобразовательной программе (программе спортивной подготовки) обязательно использование сертификата. В случае, если у ребенка при подаче заявления на обучение отсутствует сертификат, рекомендуется одновременно с обработкой заявления на обучение по дополнительной общеобразовательной программе (программе спортивной подготовки) сформировать соответствующую запись в реестре сертификатов.

Следует учитывать необходимость соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (ИСПДн), не имеющих статуса государственной информационной системы, определяются требованиями Приказа ФСТЭК N 21 от 18 февраля 2013 г. "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (далее - Приказ N 21). Согласно пункту 6 Приказа оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных проводится оператором самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Указанная оценка проводится не реже одного раза в 3 года. Требования к процедуре оценке эффективности реализованных мер по защите персональных данных оператором ИСПДн не определены, оператор ИСПДн производит оценку эффективности реализованных мер по защите персональных данных согласно локальным актам оператора ИСПДн самостоятельно или с привлечением специализированной организации.

Меры по обеспечению безопасности персональных данных в отношении государственных информационных систем согласно подпункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов) предусматривают обязательность аттестации таких информационных систем на основании приказа ФСТЭК N 17 от 11.02.2013 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Требования). Пункт 13 Требований устанавливает, что для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, в том числе, проводится аттестация информационной системы по требованиям защиты информации. Согласно пункту 17 Требований аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы Требованиям.

Необходимо предусмотреть механизмы соблюдения права родителей (законных представителей) детей отказаться от обработки их персональных данных и/или персональных данных детей в региональном навигаторе. В этом случае обработка указанных данных осуществляется только на бумажном носителе, а в реестр сертификатов вносится обезличенная запись о выданном сертификате, в которой указываются исключительно уникальный идентификатор сертификата и дата рождения ребенка, необходимая для контроля за достижением им возраста 18 лет. Копии документов, подтверждающих личность ребенка, его родителя (законного представителя) хранятся в региональном модельном центре.

Таким образом, отсутствие персональных данных ребенка в региональном навигаторе не влечет за собой отказ в предоставлении доступа ребенка к обучению по дополнительной общеобразовательной программе.

2.1.2. Персонифицированный учет предпочтений детей, их родителей (законных представителей) осуществляется для учета запроса детей, их родителей (законных представителей) на реализацию конкретных образовательных программ, развитие определенных направленностей дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в связке с перспективными профессиями.

Персонифицированный учет предпочтений детей, их родителей (законных представителей) организуется региональным модельным центром, преимущественно с использованием функционала регионального навигатора с помощью следующих механизмов:

а) учет всех дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки), обучение по которым проходит ребенок

б) учет посещаемости дополнительных общеобразовательных программ (программ спортивной подготовки)

в) учет переноса (отмены) занятий по дополнительным общеобразовательным программам (программам спортивной подготовки)

г) учет заявок на обучение, поданных детьми, их родителями (законными представителями), обучение по которым не началось, с обязательным указанием причины (например, отзыв заявки на обучение заявителем, отказ образовательной организации по причине заполненности группы, наличие медицинских противопоказаний для занятия отдельными видами спорта и другие)

д) организация сбора, обработки и анализа мнения детей, их родителей (законных представителей) о дополнительных общеобразовательных программах (программах спортивной подготовки), а также их запросах на реализацию образовательных программ

е) учет достижений детей, в том числе проявивших выдающиеся способности (например, победы и призовые места в конкурсных мероприятиях различного уровня) во взаимосвязи с педагогическими работниками, образовательными программами, образовательными организациями, оказавшими наибольшее влияние на достижения детей

ж) учет результатов деятельности педагогических работников в части достижений детей, наставничества, обучения или преподавательской деятельности по программам повышения квалификации

Система персонифицированного учета предпочтений детей, их родителей (законных представителей) должна быть построена на принципах связанности всех данных, используемых для персонифицированного учета, возможности анализа таких данных с выводом отчетов как в виде экранных форм, так и в форматах Microsoft Office Documents (Word, Excel).

2.1.3. Формирование предложения системы дополнительного образования для детей, их родителей (законных представителей)

В соответствии с пунктом 4.4 Целевой модели, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется учет перечней образовательных программ, доступных для прохождения обучения по ним детьми, имеющими сертификаты:

а) реестр образовательных программ;

б) реестр сертифицированных программ.

Для формирования перечисленных реестров дополнительных общеобразовательных программ необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий

1) Межведомственный совет в начале года внедрения Целевой модели в рамках протокола заседания закрепляет рекомендуемый для использования при формировании реестра образовательных программ перечень критериев значимости. Указанный перечень доводится региональным модельным центром до органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), муниципальных рабочих групп по внедрению Целевой модели (при наличии).

2) На уровне муниципалитета, с учетом рекомендуемого перечня критериев значимости, определяются приоритеты реализации муниципальных дополнительных общеобразовательных программ и формируется муниципальный перечень критериев значимости.

3) Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), отвечающий за разработку муниципального нормативного правового акта о реализации системы персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивает согласование муниципального перечня критериев значимости на очередном заседании межведомственного совета.

4) После согласования межведомственным советом муниципальные критерии значимости включаются в порядок ведения реестров дополнительных общеобразовательных программ, утверждаемый нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования.

2.2. При формировании реестров образовательных программ для повышения качества и востребованности дополнительных общеразвивающих программ, рекомендуется принимать решение о включении таких программ в реестр после прохождения процедуры независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы, порядок проведения которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере дополнительного образования детей. На основании нормативно закрепленных в муниципалитете критериев значимости выстраивается система непосредственного формирования реестров дополнительных общеобразовательных программ, включающая:

1) независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ, претендующих на включение в реестр образовательных программ (далее - Экспертиза);

2) официальное закрепление состава реестра образовательных программ, установление объемных показателей по числу обучающихся по отдельным дополнительным общеобразовательным программам для дальнейшего управления муниципальными заданиями образовательных учреждений (далее - целевое число обучающихся);

3) корректировку реестров программ и/или данных о числе обучающихся на основе оценки востребованности значимых дополнительных общеобразовательных программ и спроса со стороны обладателей сертификатов на образовательные программы, включенные в реестр сертифицированных программ.

2.2.1. Система Экспертизы в субъекте Российской Федерации организуется и координируется РМЦ и предусматривает:

1) Закрепление за РМЦ функционала по проведению независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых или планируемых к реализации исполнителями образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований в рамках государственного (муниципального) задания, в том числе вне системы ПФДО.

Такая оценка одновременно как с целью обновления содержания, форм, методов и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ, как и с целью формирования рекомендаций по включению дополнительных общеобразовательных программ в соответствующие реестры. РМЦ привлекает дополнительных независимых экспертов, обеспечивая выполнение задачи по оценке качества дополнительных общеобразовательных программ Условия привлечения указанных независимых экспертов определяются РМЦ самостоятельно.

2) Организацию системы взаимодействия РМЦ, независимых экспертов, исполнителей образовательных услуг по вопросам получения и направления в органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) рекомендаций по включению или невключению отдельных дополнительных общеобразовательных программ в соответствующие реестры образовательных программ.

В частности, должны быть регламентированы порядки направления дополнительных общеобразовательных программ, в целях прохождения экспертизы "на входе" в РМЦ, непосредственный порядок независимой оценки качества программ, порядок передачи сведений о результатах оценки программы, разработаны формы обмена информацией, в том числе экспертные листы. В целях автоматизации процедур, связанных с направлением дополнительных общеобразовательных программ на экспертизу, рассмотрения их РМЦ и независимыми экспертами, обеспечения возможности оперативного устранения со стороны исполнителей образовательных услуг замечаний, уменьшения при этом трудозатрат, экспертизу целесообразно осуществлять с использованием Навигатора.

2.2.2. Включение дополнительной общеобразовательной программы в реестр образовательных программ является гарантией предоставления субсидии на обеспечение ее реализации в объеме, предусматриваемом в соответствии с решением муниципалитета о целевом числе обучающихся по указанной программе. Таким образом, фактически система персонифицированного учета предусматривает переход на учет каждого учащегося по дополнительным общеобразовательным программам. Однако действующий сегодня порядок формирования государственных (муниципальных) заданий для образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, предусматривает лишь установление объемных показателей по программам конкретных направленностей, измеряемых в человеко-часах. Соответственно, изменение принципов управления системой должно сопровождаться изменением подходов к оценке исполнения государственных (муниципальных) заданий. В связи с этим рекомендуется выстраивать систему управления реализуемыми образовательными организациями дополнительными общеобразовательными программами, характеризующуюся следующими признаками:

1) Для государственных (муниципальных) учреждений формируются государственные (муниципальные) задания на оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в объеме, определяемом как сумма произведений числа обучающихся по образовательным программам, включенным в реестр образовательных программ, и продолжительности учебного плана соответствующих программ в году, на который устанавливается государственное (муниципальное) задание.

2) В региональном навигаторе с возможностью зачисления с использованием сертификата дополнительного образования в рамках государственных (муниципальных) заданий размещаются исключительно программы, включенные в реестр образовательных программ.

3) При оценке выполнения государственного (муниципального) задания учитываются зачисления исключительно по программам, включенным в реестр образовательных программ.

В целях организации приема на обучение образовательными организациями в рамках сформированных государственных (муниципальных) заданий до указанных организаций доводятся перечень дополнительных общеобразовательных программ, включенных в реестр образовательных программ, контрольные цифры (целевое число обучающихся) по каждой образовательной программе.

2.3. Региональный навигатор является частью организационно-финансовой структуры Целевой модели. Функциональные требования к региональному навигатору доведены до субъектов Российской Федерации письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 09-188 "О внедрении типового решения общедоступного навигатора дополнительного образования детей" (с последующими дополнениями).

Субъект Российской Федерации самостоятельно принимает решение о внедрении разработанного типового решения или о внедрении технологических платформ региональных навигаторов, разработанных в субъекте Российской Федерации при условии соответствия таких платформ указанным функциональным требованиям.

Региональный навигатор должен обеспечивать автоматизацию процедур использования сертификата дополнительного образования, в том числе осуществлять проверку возможности использования сертификата дополнительного образования для формирования зачисления на образовательные программы, включенные в реестры, предусмотренные пунктом 4.4 Целевой модели.