БАС-СТ.903 Двигатели

(a) Сертификация типа двигателя.

(1) Каждый двигатель должен иметь сертификат типа (если не сертифицируется в составе БВС-СТ) и отвечать применимым к нему требованиям к эмиссии загрязняющих веществ.

(2) Каждый газотурбинный двигатель отдельно и при его установке на БВС-СТ должен:

(i) Либо удовлетворять требованиям параграфов 33.76, 33.77 и 33.78 Норм летной годности НЛГ-33.

(ii) Либо должен иметься опыт эксплуатации подобных по компоновке установок, свидетельствующий, что попадание в двигатель посторонних предметов не приводило к каким-либо небезопасным состояниям.

(b) Газотурбинные двигательные установки. Для газотурбинных двигательных установок:

(1) При проектировании должны быть приняты меры по сведению к минимуму опасности для самолета в случае нелокализованного разрушения ротора двигателя или пожара внутри двигателя, прожигающего его корпус.

(2) Системы силовой установки, связанные с устройствами, системами и приборами управления двигателя, должны быть спроектированы так, чтобы было гарантировано, что те эксплуатационные ограничения двигателя, нарушение которых неблагоприятно влияет на прочность конструкции ротора турбины, не будут превышены в эксплуатации.

(c) Изоляция двигателя. Двигательные установки должны располагаться и изолироваться друг от друга так, чтобы отказ любого двигателя или отказ (включая разрушение из-за пожара в двигательном отсеке) любой системы, влияющей на работу двигателя, не мог:

(1) Препятствовать непрерывной нормальной работе остальных двигателей; или

(2) Требовать немедленных действий со стороны внешнего пилота для обеспечения непрерывной безопасной работы остальных двигателей.

(d) Запуск и остановка поршневого двигателя.

(1) конструкция силовой установки должна быть такой, чтобы опасность возникновения пожара, механического повреждения двигателя или БВС-СТ в результате запуска двигателя во всех условиях, в которых запуск разрешен, была сведена к минимуму;

(2) Все технические приемы запуска и связанные с этим ограничения должны быть установлены и включены в РЛЭ и РЭ. Должны быть предусмотрены средства для:

(i) повторного запуска любого двигателя многомоторного БВС-СТ в полете; и

(ii) остановки любого двигателя в полете, после отказа двигателя, если продолжение вращения вала двигателя может привести к опасности для БВС-СТ.

(3) В целях безопасности должны быть предусмотрены средства предотвращения непреднамеренного запуска двигателя на земле.

(e) Запуск и остановка газотурбинного двигателя. Газотурбинные двигательные установки должны удовлетворять следующим требованиям:

(1) конструкция силовой установки должна быть такой, чтобы опасность возникновения пожара или механического повреждения двигателя или БВС-СТ в результате запуска двигателя в любых условиях, в которых запуск разрешен, была сведена к минимуму. Все необходимые для этого технические приемы запуска двигателя и связанные с этим ограничения должны быть разработаны и включены в РЛЭ, в другие одобряемые руководства или в соответствующие эксплуатационные трафареты.

(2) должны быть предусмотрены средства для прекращения горения любого двигателя и для остановки любого двигателя, если продолжение вращения вала двигателя может быть опасным для БВС-СТ. Каждый компонент системы остановки двигателя, размещенный в любой пожароопасной зоне, должен быть огнестойким. Если для остановки вращения вала двигателя используется гидравлическая система флюгирования воздушного винта, то трубопроводы или гибкие шланги этой системы должны быть огнестойкими;

(3) должен быть возможен повторный запуск двигателя в полете. Все необходимые для этого технические приемы управления и связанные с этим ограничения должны быть разработаны и включены в РЛЭ в другие одобряемые руководства или в соответствующие эксплуатационные трафареты.

(4) в полете должно быть продемонстрировано, что, когда повторный запуск двигателей производится вслед за ложным запуском, все топливо или пары удаляются таким образом, что не возникает опасность пожара.

(f) Возможность повторного запуска

(1) Возможность повторного запуска двигателя и его демонстрация должны быть оценены с точки зрения риска потери двигателя и последующих аварийных процедур и связанных с этим эксплуатационных ограничений.

(2) При наличии требования возможности повторного запуска

(i) Все технические приемы повторного запуска и связанные с этим ограничения должны быть установлены и включены в РЛЭ.

(ii) В полете должно быть продемонстрировано, что при повторном запуске двигателей после ложного запуска все топливо или пары отводятся таким образом, чтобы это не создавало опасности пожара.

(iii) Должен быть установлен диапазон высот и скоростей для перезапуска двигателя в полете и внесен в РЛЭ.