A13. Нагрузки в системе управления

(a) Органы и системы основного управления. Каждый основной орган и система его управления должны быть рассчитаны на следующие случаи нагружения:

(1) Система управления полетом и узлы крепления должны быть рассчитаны на нагрузки, соответствующие 125% шарнирных моментов, определенных расчетом для отклоняемой поверхности в случаях, описанных в параграфе A11 настоящего Приложения. Кроме того:

(i) максимальные эксплуатационные нагрузки действующие в системе управления, не должны превышать нагрузок от действия пилота и автоматических устройств; и

(ii) расчет должен обеспечить прочность и жесткость системы управления с учетом эксплуатационных факторов, включая заклинивание, порывы ветра, руление с попутным ветром, инерционные силы и силы трения.

(2) (2) Величины допустимых эксплуатационных усилий пилота на органы управления рулем высоты, элеронами и рулем направления приведены в табл. пункта ОЛС.397(b) НЛГ ОЛС. Эти усилия пилота должны действовать на соответствующие рукоятки управления или опорные площадки педалей так, как они действовали бы в полете, и уравновешиваться в точках присоединения проводки управления к кабанчику поверхности управления.

(b) Двойное управление. Если на самолете установлено двойное управление, то оно должно быть рассчитано на действие пилотов в противоположных направлениях. При этом усилие от каждого пилота должно приниматься равным 75% величины, определяемой в соответствии с пунктом (a) настоящего параграфа.

(c) Случаи нагружения от порывов ветра на земле. Нагрузки от порывов ветра на земле должны удовлетворять требованиям параграфа ОЛС.415 НЛГ ОЛС.

(d) Органы и системы вспомогательного управления. Органы и системы вспомогательного управления должны удовлетворять требованиям параграфа ОЛС.405 НЛГ ОЛС.

Таблица 1. Эксплуатационные перегрузки в полете

Положение закрылков

Полетные перегрузки

Величины эксплуатационных перегрузок

Убраны

n1

3,8

n2

- 0,5 n1

n3

n1 определяется из рис. A1

n4

n4 определяется из рис. A2

Выпущены

nзак

0,5 n1

nзак

0 <*>

--------------------------------

<*> Вертикальная перегрузка для расчета крыла может быть принята равной нулю, и на этот случай следует проверить только часть крыла, занятую закрылком

Таблица 2. Средние значения максимальной

эксплуатационной нагрузки

Направление нагрузки

Величина нагрузки

Распределение нагрузки по хорде (C)

1. Горизонтальное оперение

(а) Верх-вниз

Кривая (2) на рис. A4

00000069.png

(б) Несимметричное нагружение (вверх и вниз)

100% на одну половину от оси симметрии самолета; 65% на другую половину от оси симметрии самолета

00000070.png

2. Вертикальное оперение

(а) Вправо и влево

Кривая (1) на рис. A4

Как для случая (А) (см. выше)

(б) Вправо и влево

Кривая (1) на рис. A4

Как для случая (Б) (см. выше)

3. Элерон

(а) Верх-вниз

Кривая (5) на рис. A5

00000071.png

4. Закрылки

(а) Верх

Кривая (4) на рис. A5

00000072.png

(б) Вниз

0,25 от нагрузки вверх (а)

5. Триммер

(а) Вверх-вниз

Кривая (3) на рис. A5

Как для случая (D) (см. выше)

Примечание. Приведенные выше нагрузки на поверхности (1), (2), (3) и (5) даны для скоростей VAmin и VCmin. Нагрузка на поверхности (4) дана для скорости VFmin. Если для расчета выбраны значения скоростей больше этих минимальных значений, то соответствующие нагрузки на поверхности управления следует умножить на отношение

00000073.wmz

Для поверхностей (1), (2), (3) и (5) коэффициент должен быть принят равным большей из следующих величин:

00000074.wmz или 00000075.wmz

Таблица 3. Формулы для определения минимальных расчетных

значений скорости

Формула

Примечание

00000076.wmz

но не менее 00000077.wmz

00000078.wmz

но не более 0,9VH

00000079.wmz

но не более чем VC, использованное в расчетах

00000080.wmz

(Скорость - в км/ч; вес - в кгс; площадь - в м2)

00000081.png

Рис. A1

ГРАФИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ n3

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЯ VC

00000082.png

Рис. A2

ГРАФИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ n4

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЯ VC

00000083.png

1. Условия C или F необходимо рассматривать когда n3 · G / S или n4 · G / S больше, чем n1 · G / S или n2 · G / S соответственно.

2. Условие G не должно рассматриваться, когда рассматриваются условия, определенные в параграфе ОЛС.369.

Рис. A3

ДОПУСТИМАЯ ОБЛАСТЬ ПОЛЕТА, ОГИБАЮЩАЯ ПОЛЕТНЫХ

СЛУЧАЕВ НАГРУЖЕНИЯ

00000084.png

Рис. A4

РАСЧЕТ УДЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ПРИ МАНЕВРЕ НА ОПЕРЕНИЕ

00000085.png

Рис. A5

РАСЧЕТ УДЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ПРИ МАНЕВРЕ НА ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ