Документ не применяется. Подробнее см. Справку

<Письмо> МНС РФ от 25.07.2003 N СА-6-04/825@ "О некоторых вопросах налогообложения доходов арбитражных управляющих"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 25 июля 2003 г. N СА-6-04/825@

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ДОХОДОВ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими запросами налоговых органов по применению отдельных положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Названный Федеральный закон N 127-ФЗ вступает в силу в соответствии со статьей 231 Закона.

Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Арбитражный управляющий имеет право выйти из состава членов одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих и вступить в другую. Порядок возврата ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд при выходе арбитражного управляющего из состава членов саморегулируемой организации Федеральным законом N 127-ФЗ не определен.

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжение ФСФО РФ от 21.11.2002 N 150-р утратило силу в связи с изданием распоряжения ФСФО РФ от 12.05.2003 N 7-р.

Статьей 21 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 21.11.2002 N 150-р "Об утверждении временного положения о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций" утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Одним из оснований для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена. Таким образом, статьей 21 Федерального закона N 127-ФЗ для членов саморегулируемой организации - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей по виду деятельности "арбитражный управляющий", определена только обязательная сумма разового взноса в компенсационный фонд данной организации в размере не менее 50 тыс. рублей.

Расходование средств компенсационного фонда имеет целевое назначение, а именно: компенсационный фонд предназначен для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при исполнении ими обязанностей арбитражного управляющего (пункт 2 статьи 21 и пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 127-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Пунктом 29 статьи 264 Кодекса установлено, что взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу того, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный по виду деятельности в качестве арбитражного управляющего, может быть назначен арбитражным судом на должность арбитражного управляющего, если он является членом саморегулируемой организации, то фактически уплаченный взнос в компенсационный фонд следует рассматривать как обязательный, а также как условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего с отнесением его в состав профессиональных налоговых вычетов по элементу прочие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Пунктом 4 статьи 231 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что в течение года со дня вступления в силу названного Федерального закона могут быть утверждены арбитражным судом арбитражными управляющими в делах о банкротстве лица, не являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций.

На основании пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 127-ФЗ саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к арбитражным управляющим, желающим вступить в саморегулируемую организацию. Одним из таких требований может быть определение размера вступительного и (или) годового взноса, уплачиваемого арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию, определенных внутренними документами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Согласно пункту 34 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 Кодекса. Пунктом 2 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, вступительный и годовой взносы, уплаченные арбитражным управляющим с целью принятия в члены саморегулируемой организации, не включаются в состав профессиональных налоговых вычетов в целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а уплачиваются управляющим за счет средств, оставшихся после уплаты налога на доходы.

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие, которые не имеют заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Учитывая, что страхование ответственности, которое арбитражный управляющий обязан заключить в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 127-ФЗ, является условием осуществления налогоплательщиком деятельности, то уплаченные суммы страховых взносов по договорам страхования ответственности за причинение вреда относятся в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы согласно статье 263 Кодекса.

Действительный государственный

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

С.Х.АМИНЕВ