ВД 1 категории - любой ВД, удовлетворяющий требованиям разделов A, B, C и D НЛГ ВД.
ВД 2 категории - любой ВД, удовлетворяющий требованиям разделов A, B и C НЛГ ВД.
Вспомогательный двигатель (ВД) - любой газотурбинный двигатель, являющийся источником мощности на валу или сжатого воздуха, или того и другого вместе, и не предназначенный для создания силы, движущей ВС.
Второстепенная деталь - деталь, не являющаяся основной.
Демонстрировать - доказывать путем физического испытания в условиях, определенных в НЛГ ВД.
Допустимость повреждения - элемент процесса управления ресурсом, который признает потенциальное существование дефектов детали, связанных со свойствами структуры материала, обработкой материала, конструкцией детали, изготовлением или применением, и учитывает наличие дефектов при проектировании, рассматривая сопротивление распространению трещин, методы механики разрушения, контроль технологических процессов и неразрушающие методы контроля.
Запуск - переменный процесс раскрутки ротора (роторов) ВД с момента начала работы или приложения крутящего момента до достижения установившихся частоты вращения и температуры в регулируемом диапазоне без превышения одобренных ограничений.
Интерфейс - стык, соединение, общая граница двух устройств или сред, определяемая физическими характеристиками соединителей, параметрами сигналов и их значениями.
Инженерно-технический план - перечень допущений, технических данных и действий, требуемых для установления и поддержания ресурсных возможностей основных деталей двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах. Инженерно-технический план разрабатывается и выполняется как часть деятельности, проводимой до и после квалификации.
Компоненты ВД - составные части конструкции ВД: узлы, устройства, механизмы, некоторые детали; составные части систем ВД, входящие в его конструкцию, устанавливаемые на нем и/или на ВС: агрегаты, оборудование (включая соединительное) и другие комплектующие (готовые) изделия.
Критические ступени роторов - ступени роторов компрессора и турбины, имеющие наименьший запас по локализации разрушений и их последствий.
Локализации - удержание внутри (в пределах) ВД всех обломков ротора с высокой кинетической энергией, образовавшихся в результате разрушения ротора.
Максимальная эксплуатационная нагрузка - максимальная нагрузка, которая возможна при эксплуатации ВД (модуля, узла) в течение расчетного ресурса и срока службы.
Максимально допустимая температура - наибольшая температура газа при перегрузке или переменных процессах.
Максимально допустимая частота вращении - наибольшая частота вращения ротора ВД при перегрузке или переменных процессах, ограничиваемая установленными устройствами защиты.
Модель - каждая особая компоновка определенного типа ВД.
Модуль - это группа входящих в состав ВД узлов (сборочных единиц) и деталей, конструктивно-технологическое исполнение которой обеспечивает возможность замены модуля в условиях эксплуатации ил любом ВД одной модификации и модели без проведения подгонки, балансировки и испытаний двигателя на стенде.
Назначенный ресурс детали/ВД - суммарная наработка детали/ВД, при достижении которой эксплуатация детали/ВД должна быть прекращена независимо от состояния.
Наработка - продолжительность эксплуатации ВД и/или его модулей, деталей в полете и наземных условиях, выраженная в часах, числе эксплуатационных циклов, числе включений или в других единицах продолжительности эксплуатации.
Неуправляемый пожар - пожар, который не может быть прекращен с помощью выключения ВД или с помощью бортовых систем пожаротушения.
НЛГ 23 - Нормы летной годности гражданских легких самолетов.
НЛГ 25 - Нормы летной годности самолетов транспортной категории.
НЛГ 29 - Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории.
Огненепроницаемый материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать, как сталь или лучше, пламя с температурой (1100 80) °C как минимум в течение 15 мин при выполнении своих функций.
Огнестойкий материал или компонент - материал или компонент, способный выдерживать пламя с температурой (1100 80) °C как минимум в течение 5 мин при выполнении своих функций.
Одобренная - подтвержденная на соответствие требованиям НЛГ ВД и одобренная в результате квалификации величина параметра, характеристика, конструкция, версия программного обеспечения (ПО) и др.
Основные детали - детали, разрушение или последствия разрушения которых могут привести к опасным, связанным с ВД, последствиям согласно подпункту НЛГ ВД 210 (g)(2) настоящих НЛГ ВД.
Основные детали ВД подразделяются на:
- основные детали, ресурс которых устанавливается в циклах, - это детали, ресурс которых ограничивается повреждениями из-за малоцикловой усталости,
- основные детали, ресурс которых в циклах не устанавливается, - это основные детали, ресурс которых ограничивается повреждениями, отличными от повреждений из-за малоцикловой усталости (длительная прочность, многоцикловая усталость и др.) и определяется накоплением вида повреждения, ограничивающего долговечность детали.
План изготовления - перечень ограничивающих условий конкретных технологических процессов изготовления детали, которые должны быть включены в Документацию по изготовлению (чертежи, процедуры, спецификации и так далее) основной детали, ресурс которой устанавливается в циклах, для обеспечения того, чтобы она удовлетворяла целям проектирования, установленным в Инженерно-техническом плане.
План управлении обслуживанием - перечень технологических процессов технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации для обеспечения того, чтобы основная деталь двигателя, ресурс которой устанавливается в циклах, удовлетворяла целям проектирования, установленным в Инженерно-техническом плане.
Подтверждать - доказывать путем представления достаточных доказательств, полученных на основании испытаний или анализа, или того и другого вместе.
Предельная нагрузка - нагрузка, полученная умножением максимальной эксплуатационной нагрузки (за исключением нагрузок, вызванных тепловыми эффектами) на коэффициент безопасности.
Приводы агрегатов - любой приводной вал ним монтажный фланец/площадка, являющиеся частью ВД и используемые для привода агрегатов, органов управления и других компонентов, необходимых для работы ВД или любых его систем.
Рабочая лопатка - преобразующий энергию элемент ротора компрессора или турбины, выполненный за одно целое с ротором или прикрепленный к нему.
Развитая ступица - вращающаяся деталь двигателя, выполняющая одновременно функции диска и функции вала.
Ресурс - максимально допустимая наработка ВД, модуля (детали) с начала эксплуатации и/или после последнего ремонта до состояния, требующего очередного ремонта или снятия с эксплуатации.
Ротор - вращающийся компонент или узел, включая лопатки, кроме валов приводов агрегатов и шестерен.
Ротор с высокой кинетической энергией - ротор, при разрушении которого могут образовываться обломки с высокой кинетической энергией.
Сжатый воздух, отбираемый от ВД, - сжатый воздух, отбираемый от ВД на нужды ВС, если он отводится от любой точки проточной части компрессора БД или подается компрессором, приводимым от ВД.
Средства отбора выходной мощности - любой привод или фланец, предназначенные для отбора от ВД на нужды ВС располагаемой полезной мощности на валу или мощности сжатого воздуха.
Условия эксплуатации ВД - условия, включающие параметры (режимы) полета, параметры состояния и воздействия на ВД внешней среды и эксплуатационные факторы, в том числе их изменение по времени за эксплуатационный цикл.
Установленная выходная мощность - максимальная одобренная мощность на валу и/или сжатого воздуха, развиваемая в статических условиях при стандартных атмосферных условиях на уровне моря в течение заявленного времени непрерывной работы в пределах ресурса, на которую запрашивается одобрение.
Установленная температура газа - максимальная температура газа, при которой ВД может работать с установленными выходной мощностью и частотой вращения ротора.
Установленная частота вращения - максимальная одобренная частота вращения для конкретной роторной системы, с которой ВД может работать при установленной выходной мощности.
Установленные - одобренные и указанные в документации ВД, применительно к определенным условиям на входе в ВД, величины мощности и других характеристик ВД.
Уполномоченный орган - Федеральное агентство воздушного транспорта, осуществляющее обязательную сертификацию авиационной техники.
ФАП-21 - Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г.
Эксплуатационный цикл - изменение по времени (от момента начала запуска ВД до выключения) давления и температуры воздуха на входе в ВД, изменение частоты вращения роторов и других параметров, характеризующих режимы работы ВД на ВС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей