Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждены

приказом Минэкономразвития России

от 23.12.2022 N 739

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ

ПРОЕКТАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЕ

ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2021 Г.

N 787, И ПРИКАЗ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 18 ФЕВРАЛЯ

2022 Г. N 67 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЕ "ЭКОНОМИКА"

1. В Положении об управлении проектами цифровой трансформации Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2021 г. N 787:

а) в абзаце первом пункта 2.4 слова "уполномоченное Куратором проекта цифровой трансформации" исключить;

б) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

"4.1. Внедрение проектов цифровой трансформации на сумму, равную или превышающую 5 миллионов рублей, подлежит согласованию с Куратором проекта цифровой трансформации. Внедрение указанных проектов может быть вынесено на согласование с Министром экономического развития Российской Федерации (далее - Министр) в случае принятия такого решения Куратором проекта цифровой трансформации.";

в) пункт 4.2 признать утратившим силу;

г) в пункте 4.6 слова "распоряжения Руководителя цифровой трансформации" заменить словами "правового акта Министерства";

д) абзац третий пункта 5.7 признать утратившим силу.

2. В приказе Минэкономразвития России от 18 февраля 2022 г. N 67 "О государственной информационной системе "Экономика":

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Департаменту цифровой трансформации (А.В. Комраков):

а) обеспечить создание, сопровождение, а также проведение работ по защите информации в 2022 - 2023 годах государственной информационной системы "Экономика" (далее - ГИС "Экономика"), предусмотрев в том числе поэтапный перевод информационных систем Минэкономразвития России в состав инфраструктуры ГИС "Экономика";

б) обеспечить привлечение структурных подразделений по компетенции к планированию, реализации и согласованию результатов реализации мероприятий по созданию и развитию ГИС "Экономика":

Департамент стратегического развития и инноваций (В.А. Воробьева) - в части создания подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;

Департамент секторов экономики (Р.А. Бекишев) - в части создания подсистемы "Пульс отрасли";

Департамент стратегического планирования и мониторинга (А.В. Ведерникова) - в части создания подсистемы "Цифровая библиотека".";

б) дополнить пунктом 1(1) следующего содержания:

"1(1). Структурным подразделениям, определенным в пункте 1 настоящего приказа, обеспечить участие в планировании, реализации и согласовании результатов реализации мероприятий по созданию и развитию ГИС "Экономика" по компетенции.";

в) в Концепции создания государственной информационной системы "Экономика", утвержденной указанным приказом:

таблицу "Термины и обозначения" дополнить строкой следующего содержания:

НСД

Несанкционированный доступ

раздел "Нормативно-правовая основа разрабатываемой системы" изложить в следующей редакции:

"Правовая основа разрабатываемой системы

Концепция разработана во исполнение настоящего приказа в целях исполнения полномочий, возложенных на Минэкономразвития России для реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в том числе с целью осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в части осуществления мониторинга эффективности реализованных субсидий, доведенных федеральными органами власти, анализа социально-экономического развития Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Положения о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646, на основании статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункта 2(1) требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676.

Правовую основу Концепции составляют:

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти";

постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами";

постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1222 "О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия";

постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами";

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г. N 1264 "Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия";

поручение Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N ИШ-П2-4778;

приказ ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 "Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)";

приказ Минкомсвязи России от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования";

приказ Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти";

приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2010 г. N 53 "Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации";

приказ ФСБ России, ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования";

приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";

приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

приказ Минкомсвязи России от 27 июня 2013 г. N 149 "Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования";

приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности";

приказ Минэкономразвития России от 11 марта 2016 г. N 119 "Об официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет";

приказ ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. N 77 "Об утверждении Порядка организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.);

Методика оценки угроз безопасности информации (утверждена ФСТЭК России 5 февраля 2021 г.);

Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации (утверждено Гостехкомиссией России 25 ноября 1994 г.);

ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1990 г. N 3469;

ГОСТ РО 0043-003-2012;

ГОСТ РО 0043-004-2013;

ГОСТ Р 51583-2014 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 28 января 2014 г. N 3-ст;

ГОСТ Р 56939-2016 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 1 июня 2016 г. N 458-ст;

ГОСТ Р 58412-2019 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Угрозы безопасности информации при разработке безопасного программного обеспечения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 21 мая 2019 г. N 204-ст;

ГОСТ Р 2.105-2019 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 29 апреля 2019 г. N 175-ст;

ГОСТ 34.201-2020 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1521-ст;

ГОСТ 34.602-2020 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1522-ст;

ГОСТ 59792-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 25 октября 2021 г. N 1284-ст, - в части определения видов испытаний;

ГОСТ Р 59853-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19 ноября 2021 г. N 1520-ст.";

в разделе "Цели и задачи создания информационной системы":

абзац третий изложить в следующей редакции:

"- создание платформенных сервисов для повышения достоверности информации за счет получения информации из первичных источников и обеспечение реализации принципа единства ввода информации;";

абзацы одиннадцатый, четырнадцатый - семнадцатый, двадцать второй признать утратившими силу;

дополнить новыми абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым следующего содержания:

"- автоматизация управления документацией проектов цифровой трансформации;

- обеспечение информационной поддержки участников инвестиционной деятельности.";

абзац двадцать третий считать абзацем двадцать пятым;

в разделе "Основные принципы создания и функционирования информационной системы" абзацы одиннадцатый - пятнадцатый, семнадцатый признать утратившими силу;

раздел "Архитектура информационной системы и ее функции" изложить в следующей редакции:

"Архитектура информационной системы и ее функции

Общая архитектура Системы (рисунок 1) представляет собой модули (реестры, регистры, компоненты) и интеграционные сервисы, взаимодействующие между собой и иными информационными модулями и сервисами, платформами, в том числе внешними информационными ресурсами и системами, необходимые для достижения цели создания Системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.

Рисунок 1. Общая архитектура

00000001.png

Концептуально ГИС должна состоять из:

1) подсистемы администрирования и информационной безопасности;

2) функциональных подсистем.

Подсистема администрирования и информационной безопасности будет выполнять функции, предусмотренные в таблице 1.

Функциональные подсистемы будут созданы на базе существующих научно-технических наработок информационных систем Минэкономразвития России с использованием типовых решений. Предварительный вариант целевой структуры ГИС в разрезе ее функциональных подсистем, а также с увязкой функциональности каждой подсистемы с требованиями к ГИС приведен в таблице 2.

Таблица 1

Функции подсистемы администрирования

и информационной безопасности

N п/п

Наименование

Назначение

Порядок реализации

1

Функция авторизации (идентификации и аутентификации)

Управление идентификацией субъектов доступа и объектов доступа и средствами аутентификации

Реализуется в составе создаваемой Системы

2

Функция ведения ролевых политик

Предотвращение НСД к информации

Реализуется в составе создаваемой Системы

3

Функция регистрации событий безопасности

Сбор и обработка полноценных и достоверных данных о событиях безопасности

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

4

Функции антивирусной защиты

Применение средств антивирусной защиты для обеспечения ИБ

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

5

Функции обнаружения вторжений

Применение средств обнаружения и предотвращения вторжений для обеспечения ИБ

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

6

Функции анализа защищенности

Применение средств анализа защищенности для обеспечения ИБ

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

7

Функция обеспечения целостности информационной системы и информации

Обеспечение целостности программной среды Системы, включая постоянные запоминающие устройства

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

8

Функция обеспечения доступности информации

Применение средств и мер обеспечения непрерывности функционирования и средств резервного копирования для обеспечения ИБ и доступности информации

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

9

Функция защиты машинных носителей информации

Учет машинных носителей. Управление доступом к машинным носителям

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

10

Функция защиты технических средств

Предотвращение НСД к ТС, СрЗИ Системы

Обеспечивается оператором ОЦОД ПК

11

Функция защиты информационной системы, ее средств, систем связи и передачи данных

Предотвращение НСД к информации при ее передаче по каналам связи

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

12

Функция управления конфигурацией информационной системы и подсистемы защиты информации

Управление изменениями конфигурации Системы и ПЗИ, анализ их воздействия на обеспечение безопасности и документирование изменений

Реализуется в рамках мероприятий по подготовке Системы к аттестации и вводу в эксплуатацию

13

Функция защиты среды виртуализации

Исключение НСД к данным, обрабатываемым в виртуальной инфраструктуре

Обеспечивается оператором ОЦОД ПК

14

Функция управления пользователями

Прием заявок на регистрацию новых пользователей, на редактирование или удаление их учетных записей

Реализуется в составе создаваемой Системы

15

Функция автоматического протоколирования событий безопасности и работы пользователей

Ведение событийного электронного регистрационного журнала в автоматизированном режиме

Реализуется в составе создаваемой Системы

Таблица 2

Автоматизируемые функции ГИС в разрезе

ее функциональных подсистем

N п/п

Наименование подсистемы

Функциональные задачи

1

Подсистема администрирования и информационной безопасности

Обеспечение возможности настройки и администрирования подсистем ГИС, обеспечение информационной безопасности и контроля доступа к данным обрабатываемым в ГИС

2

Подсистема "Пульс отрасли"

Анализ состояния отраслей экономики, в том числе в разрезе регионов, призванный оптимизировать процесс представления макро- и микроэкономических сведений по различным секторам экономики и обеспечить оперативный экономический анализ

3

Подсистема ведения реестров и сбора форм

Выполнение процессов сбора и доставки данных информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0"

4

Подсистема информационно-аналитических материалов

Анализ данных и формирование отчетов с выводом информации на аналитические панели подсистемы аналитики информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0"

5

Подсистема управления документацией проектов цифровой трансформации

Управление документацией проектов цифровой трансформации. Формируется путем миграции автоматизированной информационной системы управления программами и проектами Минэкономразвития России (АИС УП)

6

Подсистема аналитики и моделирования

Обеспечение многомерного анализа данных и осуществление сценарного моделирования и прогнозирования

7

Подсистема "Корпоративная шина обмена данными"

Автоматизация и комплексное обслуживание транспортных процессов (транспортировки данных), исполняемых в ходе оказания государственных услуг, выполнения государственных функций и предоставления сервисов в электронном виде

8

Подсистема "Цифровая библиотека"

Систематизированное хранение информационно-аналитических материалов, разрабатываемых сотрудниками Минэкономразвития России

9

Подсистема государственной поддержки инновационной деятельности

Создание единой информационной среды, способствующей сбору и аналитике данных о технологических предпринимателях, получивших государственную поддержку, а также об эффективности государственной политики в области инновационного развития

10

Подсистема "Портал административной реформы в Российской Федерации"

Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов власти в рамках реализации административной реформы на основе функционирования Информационного корпоративного портала Минэкономразвития России; повышение осведомленности предпринимателей и социально активных граждан о реализации плана административной реформы, услугах, оказываемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями

При размещении сведений в ГИС обеспечиваются следующие принципы:

- проверка электронной подписи уполномоченного лица поставщика информации, а также последующее формирование аналитической и статистической отчетности;

- ответственность участников информационной системы за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в информационной системе или направляемых в рамках информационного взаимодействия с иными участниками информационной системы;

- использование электронной подписи в целях придания юридической значимости сведениям и документам, размещенным в государственной информационной системе;

- обеспечение идентификации, аутентификации и авторизации участников информационной системы с использованием единой системы идентификации и аутентификации и сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи;

- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационной системы с организацией защиты информации и информационных каналов;

- единство стандартов, классификаторов, технологий, форматов для поставщиков информации при размещении информации в информационной системе, обязательность применения единых справочников, классификаторов и реестров;

- интеграция и взаимодействие государственной информационной системы с иными информационными системами, использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой;

- обеспечение возможности развития и модернизации государственной информационной системы;

- надежность программных и технических средств системы;

- приоритетное применение российского программного обеспечения или свободно распространяемого программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Состав сведений, подлежащих размещению в ГИС, и обоснование выбранного варианта построения ГИС будут также выработаны по результатам обследования на первом этапе работ по созданию ГИС. По результатам первого этапа работ по обследованию Концепция может быть актуализирована в соответствии с полученными сведениями.";

раздел "Очередность создания программного обеспечения, формирования, ведения и развития информационной системы" изложить в следующей редакции:

"Очередность создания программного обеспечения,

формирования, ведения и развития информационной системы

Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по созданию, ведению и использованию информационной системы, а также достигнутый уровень развития информационных систем поставщиков информации, предполагается осуществление работ поэтапно, на основе планируемых темпов создания и развития информационных систем поставщиков информации, их готовности размещать сведения в информационной ГИС и обеспечивать их защиту.

Создание Системы осуществляется в два этапа (две очереди Системы).

В рамках очереди 1 планируется обеспечить:

1) разработку подсистемы администрирования и информационной безопасности, предназначенной для обеспечения возможности настройки и администрирования подсистем ГИС, обеспечения информационной безопасности и контроля доступа к данным, обрабатываемым в ГИС;

2) разработку стартовой страницы навигации по Системе;

3) разработку подсистемы "Пульс отрасли";

4) разработку подсистемы "Цифровая библиотека";

5) разработку подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;

6) разработку подсистемы аналитики и моделирования;

7) разработку подсистемы информационно-аналитических материалов путем миграции подсистемы аналитики информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0";

8) разработку подсистемы ведения реестров и сбора форм путем миграции подсистемы сбора и хранения данных информационной системы "Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0" (с одновременным развитием);

9) разработку подсистемы "Корпоративная шина обмена данными" путем миграции подсистемы управления корпоративной шиной обмена данными Информационного корпоративного портала Минэкономразвития (с одновременным развитием);

10) разработку технической и эксплуатационной документации на работу Системы в результате ее создания в рамках очереди 1;

11) разработку документации по информационной безопасности;

12) проведение предварительных испытаний Системы, включая квалификационное тестирование прикладного программного обеспечения;

13) проведение пусконаладочных работ;

14) проведение опытной эксплуатации Системы;

15) проведение приемочных испытаний Системы и передача Заказчику исключительных (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.

После окончания работ в рамках очереди 1 Заказчик обеспечит в рамках отдельного контракта аттестацию закрытого и открытого контуров ГИС по требованиям информационной безопасности, а также ввод ГИС "Экономика" очереди 1 в промышленную эксплуатацию.

В рамках очереди 2 планируется обеспечить:

1) развитие подсистемы аналитики и моделирования;

2) развитие подсистемы информационно-аналитических материалов;

3) развитие подсистемы ведения реестров и сбора форм;

4) развитие подсистемы "Пульс отрасли";

5) развитие подсистемы государственной поддержки инновационной деятельности;

6) развитие подсистемы "Корпоративная шина обмена данными";

7) создание подсистемы управления документацией проектов цифровой трансформации путем миграции "Автоматизированной информационной системы управления программами и проектами Минэкономразвития России";

8) разработку технической и эксплуатационной документации на работу Системы в результате ее создания в рамках очереди 2;

9) проведение предварительных испытаний Системы, включая квалификационное тестирование прикладного программного обеспечения;

10) проведение пусконаладочных работ;

11) проведение опытной эксплуатации Системы;

12) проведение приемочных испытаний Системы и передачу Заказчику исключительных (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.

По результатам приемки работ Заказчиком будет обеспечен ввод ГИС "Экономика" в промышленную эксплуатацию и актуализация документов по требованиям информационной безопасности. Ввод в промышленную эксплуатацию обеспечивается на основе аттестата на ГИС "Экономика".";

в разделе "Классификация Системы в соответствии с требованиями по защите информации":

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"- обрабатываются ПДн менее, чем 100 000 субъектов ПДн;";

абзацы девятый - одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"- уровень значимости информации - низкий;

- масштаб системы - региональный.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденным приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, предполагаемый класс защищенности ГИС "Экономика" - К3.";

раздел "Обеспечение информационной безопасности" дополнить абзацами следующего содержания:

"С учетом обстоятельств повышенной нагрузки на средства обеспечения безопасности информационных систем, в том числе с учетом повышенных кибератак, необходимым является выполнение требований ФСТЭК России, аналогичных требованиям, предъявляемым к органам власти, среди которых, в частности:

обновление программного обеспечения системы, включая программное обеспечение веб-приложений, веб-сервера, операционной системы веб-сервера, сервера баз данных, системы управления контентом, библиотек и другое используемое программное обеспечение, до актуальных версий, не содержащих уязвимостей, сведения о которых содержатся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), а также в иных источниках, содержащих сведения об уязвимостях;

обеспечение безопасности процессов развертывания системы на серверах и администрирования Системы (в том числе удаление метаданных при экспорте веб-приложений, защита рабочих мест администраторов и разработчиков). При экспорте веб-приложений Системы из репозитория рекомендуется использовать механизмы, предотвращающие выгрузку метаданных, или удалять директории и файлы с метаданными после их выгрузки;

обеспечение поддержки системой соединения с применением защищенных протоколов сетевого взаимодействия (HTTPS, SSH и другие протоколы). Рекомендуется использовать только актуальные версии таких протоколов. Не рекомендуется использовать ссылки на сайты с заголовками HTTP даже в теле страниц веб-приложения, поскольку при переходе по такой ссылке есть риск перехвата файлов cookie пользователей;

обеспечение фильтрации сетевого трафика с целью исключения возможности подключения внешних пользователей к TCP-интерфейсам систем управления базами данных и интерфейсам удаленного управления компонентами системы. Рекомендуется оставлять доступными для подключения внешних пользователей только веб-интерфейсы 443/TCP (HTTPS) и 80/TCP (с принудительным перенаправлением на порт 443/TCP с HTTPS);

обеспечение фильтрации трафика прикладного уровня с применением средств межсетевого экранирования уровня приложения (web application firewall (WAF), установленных в режим противодействия атакам;

обеспечение устойчивости системы к распределенным атакам, направленным на отказ в обслуживании (DDoS-атакам), с использованием средств защиты от DDoS-атак, реализация защиты и мониторинга DNS серверов, отвечающих за делегирование доменного имени системы;

реализация мониторинга событий безопасности системы, включая мониторинг показателей нагрузки на вычислительные мощности системы, и ведение журналов регистрации событий безопасности;

обеспечение проверки форм, которые могут отправлять и принимать запросы (комментарии, поиск, обратная связь), на наличие уязвимостей межсайтового скриптинга (xss-уязвимостей). В обязательном порядке необходимо проверять все URL, где возможна отправка данных со стороны пользователя (формы комментариев, обратная связь, поиск). Для нейтрализации уязвимостей межсайтового скриптинга необходимо реализовать кодирование входных данных и управляющих HTML-символов, JavaScript, CSS и URL перед отображением в браузере;

исключение возможности применения сервисов подсчета сбора данных о посетителях, сервисов предоставления информации о месторасположении и иных сервисов, разработанных иностранными организациями (например, ReCAPTCHA, YouTube, Google Analytics, Google Maps, Google Translate);

исключение возможности использования встроенных видео- и аудиофайлов, интерфейсов взаимодействия API, "виджетов" и других ресурсов, загружаемых со сторонних сайтов, с заменой их при необходимости гиперссылкой на такие ресурсы;

исключение применения символов переопределения Unicode Bidi (Unicode Bidirectional Algoritm) в комментариях и строках программного кода.";

в разделе "Описание эффекта и степени автоматизации, ожидаемых от создания Системы":

абзац четвертый признать утратившим силу;

дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:

"- повышение степени автоматизации процессов осуществления инвестиционной деятельности.";

абзацы десятый - девятнадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым - двадцатым.