27. Социально-коммуникативного развития слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся

27. Социально-коммуникативного развития слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся.

27.1. Основными задачами образовательной деятельности являются создание условий:

для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

развития коммуникативной и социальной компетентности;

развития игровой деятельности;

обеспечения развития у слабовидящего ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.

27.2. Для социально-коммуникативного развития слабовидящих обучающихся важны следующие знания:

имена, фамилии обучающихся группы, собственное имя, отчество, фамилия, имена, отчества, фамилии родителей (законных представителей); элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);

элементарные правила вербального общения;

названия базовых эмоций;

точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;

детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;

возможные опасные ситуации в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанные с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;

препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;

возможное поведение педагогического работника, родителей (законных представителей), предупреждающих об опасности;

названия цветов, имеющих в жизнедеятельности сигнальное значение;

ориентиры (зрительные, тактильные, слуховые, предметные) и их месторасположение, обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку в помещении Организации, на участке;

источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;

предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;

предметы мебели, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;

предметы посуды, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;

компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета);

на элементарном уровне - о роли зрения, значении очков в процессе общения с другими людьми, для безопасного передвижения в пространстве, выполнения практических действий;

простейшие правила бережного отношения к очкам.

27.3. Для социально-коммуникативного развития слабовидящих обучающихся важны следующие умения:

обращаться по имени, имени-отчеству; уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение; уметь читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей (законных представителей);

придерживаться последовательности правил организации вербального общения;

рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма:

а) Кто изображен? Как узнал (по одежде, по росту, прическе, по предметам)?

б) Что делает(ют)? Как определил (поза, выражающая действие, мимика, орудия действия, обстановка, состояние одежды)?

в) Как относятся к тому, что происходит? Как узнал? (выражение лица, жесты, поза);

по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;

обращаться к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, боязни;

следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;

расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;

рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования).

27.4. Для социально-коммуникативного развития слабовидящим детям важно овладеть следующим:

пониманием на элементарном уровне того, для чего человеку дается имя;

опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми;

первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;

опытом восприятия разнообразных сюжетных, иллюстративных изображений с установлением причинно-следственных связей о событиях с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, опытом восприятия лиц людей с разной мимикой;

опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;

опытом быть ведущим колонны, организатором игр;

опытом совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов, опытом делового общения с педагогическим работником;

опытом прямого взаимодействия с другими детьми;

опытом участия в театрализованных играх, играх-драматизациях;

способностью к самовыражению в группе других;

умениями соблюдать дистанции при передвижении в колонне, преодолевать известные препятствия, делать остановки по слову педагогического работника, родителей (законных представителей), использовать ориентиры в передвижении;

опытом оценки и ориентации в пространстве до начала передвижения или действия в нем;

опытом уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве с ориентацией в его предметно-пространственной организации;

опытом ходьбы по пересеченной местности с преодолением препятствий, умением сохранять равновесие, устойчивость позы;

пониманием обращения педагогического работника, родителей (законных представителей), предупреждающих об опасности.