27. Социально-коммуникативного развития слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
27. Социально-коммуникативного развития слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся.
27.1. Основными задачами образовательной деятельности являются создание условий:
для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
развития коммуникативной и социальной компетентности;
развития игровой деятельности;
обеспечения развития у слабовидящего ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.
27.2. Для социально-коммуникативного развития слабовидящих обучающихся важны следующие знания:
имена, фамилии обучающихся группы, собственное имя, отчество, фамилия, имена, отчества, фамилии родителей (законных представителей); элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);
элементарные правила вербального общения;
точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;
детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;
возможные опасные ситуации в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанные с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;
препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;
возможное поведение педагогического работника, родителей (законных представителей), предупреждающих об опасности;
названия цветов, имеющих в жизнедеятельности сигнальное значение;
ориентиры (зрительные, тактильные, слуховые, предметные) и их месторасположение, обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку в помещении Организации, на участке;
источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;
предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;
предметы мебели, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;
предметы посуды, их назначение, части и детали, способы их безопасного использования;
компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета);
на элементарном уровне - о роли зрения, значении очков в процессе общения с другими людьми, для безопасного передвижения в пространстве, выполнения практических действий;
простейшие правила бережного отношения к очкам.
27.3. Для социально-коммуникативного развития слабовидящих обучающихся важны следующие умения:
обращаться по имени, имени-отчеству; уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение; уметь читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей (законных представителей);
придерживаться последовательности правил организации вербального общения;
рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь алгоритма:
а) Кто изображен? Как узнал (по одежде, по росту, прическе, по предметам)?
б) Что делает(ют)? Как определил (поза, выражающая действие, мимика, орудия действия, обстановка, состояние одежды)?
в) Как относятся к тому, что происходит? Как узнал? (выражение лица, жесты, поза);
по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;
обращаться к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, боязни;
следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;
расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования).
27.4. Для социально-коммуникативного развития слабовидящим детям важно овладеть следующим:
пониманием на элементарном уровне того, для чего человеку дается имя;
опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми;
первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
опытом восприятия разнообразных сюжетных, иллюстративных изображений с установлением причинно-следственных связей о событиях с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, опытом восприятия лиц людей с разной мимикой;
опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;
опытом быть ведущим колонны, организатором игр;
опытом совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов, опытом делового общения с педагогическим работником;
опытом прямого взаимодействия с другими детьми;
опытом участия в театрализованных играх, играх-драматизациях;
способностью к самовыражению в группе других;
умениями соблюдать дистанции при передвижении в колонне, преодолевать известные препятствия, делать остановки по слову педагогического работника, родителей (законных представителей), использовать ориентиры в передвижении;
опытом оценки и ориентации в пространстве до начала передвижения или действия в нем;
опытом уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве с ориентацией в его предметно-пространственной организации;
опытом ходьбы по пересеченной местности с преодолением препятствий, умением сохранять равновесие, устойчивость позы;
пониманием обращения педагогического работника, родителей (законных представителей), предупреждающих об опасности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей