33.1. Младенческий возраст (2 - 12 месяцев)

33.1. Младенческий возраст (2 - 12 месяцев):

Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода раннего развития ребенка в период младенческого и раннего возраста.

С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, и они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.

Личностно-развивающее взаимодействие с педагогическим работником предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку "группы риска" по нарушению двигательного, а иногда и речевого развития: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания педагогического работника находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в Организации или в семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между педагогическим работником и другими детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие педагогических работников с ребенком является важнейшим фактором развития двигательной, эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом.

Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребенка.

33.1.1. В первом полугодии жизни ребенка основными задачами для создания условий образовательной деятельности являются:

развитие надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;

развитие базового доверия к миру;

развитие эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца с педагогическим работником;

развитие познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;

физическое развитие ребенка.

В ходе эмоционального общения на этом возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям:

1. В области социально-коммуникативного развития педагогический работник удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми словами, бережно берет на руки, поглаживает, отвечает на его улыбку и вокализации, реагирует на инициативные проявления ребенка, поощряет их. Создает условия для самовосприятия ребенка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребенка, устраняет его причину, успокаивает. Способствует предречевому развитию ребенка: сопровождает ласковой речью все свои действия в ходе режимных моментов, комментирует действия ребенка, называет предметы, игрушки, организует эмоциональные игры, напевает песенки.

2. В области познавательного развития педагогический работник создает условия для обогащения ребенка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребенка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывает игрушку ему в ручку; время от времени носит ребенка на руках, показывает и называет предметы, находящиеся в помещении.

3. В области физического развития педагогический работник способствует росту, укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса, развитию движений ребенка: правильный режим сна и бодрствования, прогулок; проводит гимнастику.

33.1.2. Во втором полугодии жизни ребенка основные задачи образовательной деятельности состоят в создании условий для развития предметно-манипулятивной и познавательной активности; ситуативного-действенного общения ребенка с педагогическим работником; развития речи; приобщения к художественно-эстетическим видам деятельности; развития первоначальных навыков самообслуживания; физического развития. Основными задачами для создания условий образовательной деятельности являются:

1. В области социально-коммуникативного развития педагогический работник удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: играет с ребенком, используя различные предметы. При этом активные действия ребенка и педагогического работника чередуются. Педагогический работник показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, обращает внимание на достижения ребенка, высказывая радость и поощряя их.

Педагогический работник способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создает безопасное пространство для взаимодействия обучающихся, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью обучающихся в этом пространстве, проявлениями интереса обучающихся друг к другу, взаимодействием обучающихся, называет обучающихся по имени, комментируя происходящее. На этой стадии развития ребенок еще не может понять интересы другого ребенка, не может делиться игрушкой и (или) не брать чужую игрушку. Такие требования к ребенку на этом возрастном этапе не выдвигаются. Задача педагогического работника: предотвращать возможные конфликты, отвлекая обучающихся, переключая внимание конфликтующих на более интересные объекты или занятия.

Педагогический работник также поддерживает стремление ребенка к самостоятельности в овладении навыками самообслуживания: поощряет стремление ребенка самостоятельно держать ложку, зачерпывать из тарелки пищу, пить из чашки.

2. В области познавательного развития педагогический работник способствует развитию любознательности ребенка: обогащает окружающую ребенка среду предметами, которые можно исследовать и (или) с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, извлекать звуки). Это могут быть предметы различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета, позволяющие ребенку знакомиться с их физическими свойствами; игрушки, стимулирующие развитие памяти (исчезновение и появление предметов); игрушки и предметы, производящие шумы, позволяющие ребенку обнаружить первые причинно-следственные связи (погремушки, колокольчики).

На регулярных прогулках педагогический работник наблюдает за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объектам, разделяя детское удивление и интерес, называя объекты, которые привлекают внимание обучающихся, вместе с ребенком рассматривает камешки, листья, цветы.

3. В области речевого развития в процессе взаимодействия с ребенком педагогический работник внимательно относится к попыткам ребенка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. Он пытается понять, чего хочет ребенок, и вербализирует то, что тот хочет "сказать" или спросить. В ходе общения и игр педагогический работник стимулирует понимание ребенком речи: комментирует собственные действия и действия ребенка, называет окружающие предметы, читает детские стихи, поет песенки, показывает картинки, рассказывает, что на них изображено. Организует игры, включающие ритмические стихи и движения.

4. В области художественно-эстетического развития педагогический работник организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами - музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками. Педагогический работник организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов, побуждает пританцовывать и (или) позволяет детям свободно двигаться под музыку. Педагогический работник рассматривает вместе с ребенком картинки, репродукции картин; показывает короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками; рисует в присутствии обучающихся, побуждая их тем самым к собственной изобразительной деятельности; предоставляет детям возможность использовать все материалы для самовыражения и (или) экспериментирования с ними: извлекать звуки из инструментов, чиркать каракули мелками или карандашами, экспериментировать с красками.

5. В области физического развития педагогический работник способствует, прежде всего, двигательному развитию, соблюдает лечебно-профилактический режим, организует режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, организует лечебную физкультуру и стимулирует двигательную активность.

Развитию сенсорно-перцептивных действий ребенка на данном этапе следует придавать особое значение.

Педагогический работник поощряет самостоятельную активность и развитие движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию двигательной активности, перемещению ребенка в помещении.

Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата ребенка важно, чтобы ребенок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства педагогических работников.

Педагогический работник насыщает среду предметами из разнообразных материалов различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию тонкой моторики ребенка, учитывая требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся.