41.17. Развитие образов восприятия предметов, формирование связи "целое - часть", умений их устанавливать. Формирование алгоритма осязательного обследования объемного предмета двуручным способом (координированные движения двух рук)

41.17. Развитие образов восприятия предметов, формирование связи "целое - часть", умений их устанавливать. Формирование алгоритма осязательного обследования объемного предмета двуручным способом (координированные движения двух рук):

1. Первый этап. Первичные ориентировочные действия (действия ощупывания) по предмету с выделением точки (край) начала целенаправленного восприятия и фиксацией пальцев на нем (обхватывающее положение кистей). Уточнение материала и (или) фактуры, цвета. Выполнение прослеживающих движений кистей рук (разомкнутые пальцы и ладони слегка касаются поверхности) по поверхности предмета с отражением его протяженности, объемности, конструкции в одну и в другую стороны и точным обозначением (называнием) предмета.

2. Второй этап. Выделение и детальное обследование основных частей с их обозначением и установлением логических и пространственных связей между целым и частью, между частями. Уточнение особенностей формы, величины.

3. Третий этап. Выделение мелких деталей на крупных частях предмета (одна рука тактильно локализует крупную часть, пальцы другой выполняют ориентировочно-познавательные действия) с обозначением и установлением логических и пространственных связей между целым и частью, между частями и точным их обозначением, уточнением назначения. Уточнение особенностей форм, величины, фактуры.

4. Четвертый этап. Повторное целостное восприятие протяженности и структуры предмета. Оценка ощущений.

Формирование алгоритма обследования предмета с развитием представлений: целостного полимодального образа и его осмысления, развитием родовидовых связей. Учить познавать предмет с опорой на алгоритм:

1) знакомство (или опознание) объекта на основе осязания и осмысления структуры образа (основных частей). Определение особенностей формы, величины, пространственных характеристик частей и деталей, других чувственно воспринимаемых особенностей. Обозначение предмета. Отнесение его к родовой группе предметов;

2) восприятие, определение, материала, из которого состоит предмет, осмысление их логических связей с уточнением назначения предмета;

3) восприятие звуковых свойств предмета, звуков действий с ним как опознавательных признаков;

4) актуализация тактильных ощущений с характеристикой поверхности, температуры, целостности поверхностей частей и деталей предмета с определением опознавательных, уточнением отличительных признаков предмета;

5) актуализация обонятельных впечатлений с определением опознавательных, уточнением отличительных признаков предмета;

6) обобщение чувственного познания предмета с категоризацией образа;

7) определение назначения предмета. Раскрытие действий и способов использования предмета, действий с его частями;

8) обогащение чувств: различение на ощупь бумаги и ткани, разных видов бумаги, разных видов тканей; восприятие жидкостей разной консистенции руками; различение вибраций, развитие их осмысленности. Развитие опыта объединения восприятий разных модальностей.

41.18. Развитие первичных умений создавать концепцию пространства общения.