14.4. Стратегии работы с ребенком

14.4. Стратегии работы с ребенком:

1. Речь педагогического работника, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной для слухового восприятия ребенка. Педагогическому работнику следует избегать тихого и невнятного произнесения отдельных звуков, слов, предложений.

2. Используя совместный метод обучения, педагогический работник артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует ее.

3. Педагогическому работнику следует избегать имитирования произношения ребенка. Следует удерживаться на уровне орфоэпической нормы.

4. Звуковые стимулы вводятся постепенно, с учетом возрастных способностей.

5. Не принимаемые ребенком, "негативные" для него звуковые активаторы вводятся аккуратно и постепенно. При проявлении у ребенка защитной реакции (повышенная чувствительность) неадекватная голосовая реакция, недовольство, выражаемое движениями, следует прекратить занятие, создать эмоционально благополучную для ребенка обстановку. В последующем следует вернуться к использованию данного материала.

6. Во время занятия следует принимать и проявлять положительные реакции на прикосновения ребенка к губам педагогического работника, на желание ребенка ручным способом исследовать органы речи говорящего.

7. Педагогический работник сопровождает речью (комментирует) действия по извлечению звука (до и во время слухового восприятия ребенком). Следует заранее сообщать, а во время действия напоминать о воздействующем материале.

8. При использовании погремушек разных видов и с разными звучанием и шумами как акустического стимула следует обращать внимание на первичные эмоциональные проявления (реагирование) ребенка, связанные с характеристикой звука (интерес, радость, страх, плач, недовольство). Отрицательные эмоции - не повод для отказа от их дальнейшего использования.

9. При воспроизведении звука ребенок требует от педагогического работника правильного комментирования действия и его эффекта - "колокольчик потряхиваю", "колокольчик звенит", "по бубну ударяем, его встряхиваем".

10. Перед длительным слуховым сосредоточением ребенка, концентрации им слухового внимания должен быть период свободного состояния с актуализацией отражения окружающего с опорой на другие органы чувств ребенка.

11. В момент активизации слуховых ощущений и слухового восприятия следует снизить активность других сенсорных систем ребенка. Также не должно быть шумового фона, затрудняющего ребенку локализацию звучания и слухоразличение.

12. Варьирующийся темп, динамика или качество звука могут стать сигналами к движению (пойти - побежать, пойти - остановиться, потянуться вверх - нагнуться вниз).

13. Организуя занятие с активизацией слуха и слухового восприятия ребенка, следует помнить о роли помещения или предметной наполняемости пространства, где звучит акустический стимул, - каждое помещение имеет свое звучание, с которым оно входит в резонанс.