22.6. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слепого ребенка на основании адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности

22.6. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слепого ребенка на основании адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.

22.6.1. Развитие социальных представлений, коммуникативно-языкового и моторно-поведенческого потенциала общения слепого ребенка.

22.6.1.1. Развитие невербальных средств общения:

1) Организация и вовлечение слепого ребенка в эмоционально насыщенные ситуации общения, взаимодействия, совместной деятельности с педагогическим работником, другими детьми, побуждающие ребенка проявлять чувства и эмоции и тем самым присваивать опыт их выражения. Обогащение опыта восприятия слепым ребенком экспрессии (их способов) партнеров по общению (ближайшего окружения) в ситуациях различных видов деятельности.

2) Педагогические работники стремятся в общении с ребенком предельно четко, но насыщенно и эмоционально выразительно проявлять свое отношение к происходящему, используя просодическую сторону речи, моторно-экспрессивные, в сочетании с вербальными, выражения положительных эмоций (смех, междометия, восклицания соответствующего порядка) и отрицательных эмоций (хныканье, имитация плача, междометия, восклицания соответствующего порядка).

3) Развитие социальных эталонов (представлений о мимике, пантомимике, позах): знакомить с базовыми эмоциями (интерес, горе, радость, удивление, страх), развивать элементарные умения, обогащать опыт их произвольного воспроизведения (по просьбе педагогического работника) с помощью мимики, позы, жестов. Знакомство и разучивание ребенком детских стихов, других художественных произведений, в которых ярко описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему, эмоционально-моторное поведение. Развитие умений и обогащение опыта рассматривания сюжетных, сюжетно-иллюстративных рельефных рисунков, изображающих человека, с формированием элементарных представлений об информационно-опознавательных признаках эмоций (настроение), социальной принадлежности человека. Развитие интереса к рассматриванию тактильных книг, к обсуждению воспринятого.

4) Расширение опыта эмоциональных переживаний, эмоционально-моторного поведения посредством создания в Организации музыкальной среды, аудиосреды, актуальной и востребованной слепым ребенком.

22.6.1.2. Развитие вербальных средств общения:

1. Формирование звуковой культуры речи, языковой компетентности общения как средства компенсации сенсорной недостаточности в восприятии партнера по общению, развитие грамматической, просодической сторон речи.

2. Обеспечение коммуникативной адаптации, развитие навыков взаимодействия.

3. Формирование знаний и умений придерживаться правил общения, востребованных в ситуации трудности или невозможности зрительного отражения:

обратиться по имени к предполагаемому партнеру общения и по локализации голоса уточнить его местоположение относительно себя;

развернуться и (или) повернуть лицо в его сторону, стараться держаться прямо (если человек находится на расстоянии, подойти к нему);

громким голосом и внятно обратиться к партнеру: сказать (изложить) суть сообщения;

обратить внимание на голосовые, речевые проявления партнера, отражающие его отношение к ситуации общения;

дождаться вербального ответа партнера, продолжить общение.

4. Формирование знаний точных правил подвижных игр и требований к безопасному передвижению и действиям в совместных играх и опыта их выполнения.

5. Расширение и уточнение представлений о социуме Организации, обогащение опыта установления отношений с окружающими, расширение социальных контактов (организация общения с детьми других возрастных групп, знакомство с трудом педагогических работников).

6. Формирование умений и навыков выполнения практических действий, операций разных видов детской совместной деятельности, формирование представлений о совместном характере действий, обогащение опыта их выполнения представлений; опыта обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми.

7. Развитие навыков взаимодействия с каждым членом детской группы.

8. Развитие знаний о социальных сторонах жизнедеятельности человека.

9. Уточнение общих представлений о семье и ее членах, обогащение представлений (общих) о внешнем облике родителей (законных представителей), братьев и сестер, бабушки, дедушки в соответствии с возрастом.

10. Развитие знаний о возможных местах проживания семьи (человека): город, деревня. Дом, квартира как жилье человека: общие представления о предметных объектах и их пространственном расположении, организации пространства помещений (входная дверь, прихожая, кухня, коридор, комнаты, окна, ванная и туалетные комнаты). Домашние предметы и вещи, необходимые для жизни членов семьи. Формирование первичных умений моделирования пространств.

11. Расширение знаний о деятельности человека с формированием элементарных представлений о внешнем виде, использовании им предметов или орудий, об основных действиях человека, выполняющего ту или иную деятельность: труд (работа), учеба, отдых, бытовая деятельность. Развитие представлений о занятиях обучающихся. Обогащение опыта сюжетных игр с куклой, моделирующих деятельность человека.

12. Развитие представлений об объектах живой (животные дома) и неживой (комнатные растения) природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них.

13. Развитие у ребенка образа "Я" как субъекта общения.

14. Развитие умений рассказать о себе, своем ближайшем окружении. Формирование потребности и умений быть опрятным, аккуратным, правильно одетым, выполнять культурно-гигиенические нормы.

15. Развитие интереса к выразительности речи собственной и других. Развитие просодической стороны речи, формирование элементарных представлений об интонации человеческого голоса. Обогащение опыта слушания аудиозаписей литературных произведений (чтение артистами) с обсуждением интонационной стороны высказываний героев. Развитие опыта участия в театрализованных играх (инсценировках).

16. Развитие первичных представлений о роли слуха, обоняния, осязания, зрения (при наличии остаточного зрения), речи в общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие опыта быть ведущим колонны, обогащение опыта участника подвижных игр, совместного выполнения трудовых операций, предметных игр с педагогическим работником, другими детьми.

17. Развитие опыта взаимодействия с окружающими с правильным и точным выполнением действий общения, предметно-практических действий, опыта адекватного моторного поведения в ситуациях общения, умения организовывать свое поведение в соответствии с действиями партнера. Обогащение опыта самовыражения в театрализованных играх, инсценировках.

18. Обогащение опыта восприятия собственного имени в разных формах (ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми), опыта обращения по имени, имени и отчеству к ближайшему окружению.

19. Формирование умения писать и читать свое имя (с использованием колодки шеститочия).