16.4. Развитие чувственной основы и способов познавательной деятельности. Освоение слепым ребенком востребованных в познавательной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях

16.4. Развитие чувственной основы и способов познавательной деятельности. Освоение слепым ребенком востребованных в познавательной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях.

1. Положения головы:

прямое положение (лицо вперед), востребовано при слушании;

легкий наклон вперед к объекту познания, в том числе с целью получения детальных впечатлений, например, обонятельных.

2. Положение рук:

Руки вперед. Познание объекта, находящегося на расстоянии от ребенка.

Руки вперед и согнуты в локтях.

Положение ладоней:

Ладони внутрь. Познание объемного объекта.

Ладони книзу с расслабленной кистью. Готовность к осязанию и осязание объемного предмета сверху вниз с легким обхватом кистью.

Ладони кверху с расслабленной кистью. Готовность к осязанию и осязание объемного предмета снизу вверх.

3. Положение пальцев кистей рук:

Пальцы согнуты (пальцы сгибаются во всех суставах, как бы удерживая теннисный мяч).

Кисть поднята кверху с пальцами врозь. Готовность к и осязанию рельефных и барельефных изображений, расположенных в вертикальной плоскости.

Кисть ладонью вниз с пальцами врозь. Готовность к и осязанию рельефных и барельефных изображений, расположенных в горизонтальной плоскости.

4. Положения тела:

Стоя - прямая стойка, лицом вперед к объекту познания.

Сидя - положение туловища прямое, голова прямо, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ребенок сидит всей поверхностью бедра на стуле.

5. Развитие движений рук, кистей и пальцев с хватанием:

захват ладонью;

указательным типом: соединение указательного и большого пальца,

щепотью: соединение указательного, среднего и большого пальцев,

ладонно-пальцевым способом,

одноручный захват мелких предметов,

двуручный захват больших предметов.

6. Развитие движений рук, кистей и пальцев с ориентацией на способ извлечения информации: ощупывание, скольжение пальцами по всей площади поверхности, локальные движения малой амплитуды пальцем (познание мелкой детали на целом).

7. Формирование согласованных движений рук: брать предмет одной рукой, удерживая его, другой ощупывать. Развитие согласованных движений рук направлено на:

Выпускание предмета.

Перекладывание из руки в руку.

Соединение с другим предметом (ставить, класть на место рядом с другой рукой).

Действия надавливания пальцем.