36.1. Социально-коммуникативное развитие

36.1. Социально-коммуникативное развитие:

36.1.1. В области социального развития и коммуникации обучающихся от 2-х до 6 месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:

формировать потребности в общении с матерью на основе удовлетворения физических потребностей ребенка, когда мать и ребенок настраиваются друг на друга;

формировать у ребенка теплые отношения с родителями (законными представителями), чувства доверия и привязанности на основе личностно-ориентированного взаимодействия;

создать условия для пробуждения у ребенка ответных реакций и инициативы на общение с ним окружающих;

формировать эмоционально-личностные связи ребенка, положительное взаимодействие между ребенком и родителями (законными представителями): синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца, настроенность друг на друга;

формировать у родителей (законных представителей) умение проявлять чувствительность к изменению состояния ребенка, умению синхронно менять свое поведение в соответствии с периодами изменения чувствительности ребенка; умения родителей (законных представителей) понимать его сигналы, интерпретировать их смысл;

формировать взаимодействие ребенка с родителями (законными представителями) в виде поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога, умение посылать сигналы, свидетельствующие о направленности и приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к родителям (законным представителям), взгляд в глаза, улыбка), а также, с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, плач);

развивать эмоциональные и голосовые реакции, а также способы социального общения с педагогическим работником с помощью голосовых проявлений со стороны ребенка;

развивать адекватные реакции на смену режимных моментов: питание, сон, бодрствование.

36.1.2. В области социального развития и коммуникации обучающихся с 6-ти месяцев до 1 года основными задачами образовательной деятельности являются:

формировать аффективно-личностные связи как основу возникновения представлений образа "Я";

формировать умения прослеживать взглядом за матерью и ее указательным жестом как основного вида проявления внимания к совместно разделенному действию;

формировать умения пользоваться указательным жестом, следить за направлением указывающего жеста матери, умений смотреть на мать и искать ее реакции одобрения;

совершенствовать визуальный контакт ребенка с родителями (законными представителями) в процессе телесных игр: тормошит, поглаживать, покачивать;

вызывать интерес к другим детям, привлекая внимания через использования игрушки в руках другого ребенка;

создавать ситуации для взаимодействия с другими детьми;

формировать умения непродолжительное время играть рядом с детьми, протягивать им игрушку;

формировать эмоционально-деловое сотрудничество с педагогическим работником в процессе игрового и речевого общения, вызывать интерес к песенкам, потешкам, считалкам, поддерживая и сохраняя внимание ребенка к общению;

совершенствовать эмоциональные и голосовые реакции, а также способы социального общения с педагогическим работником с помощью голосовых проявлений со стороны ребенка.

36.1.3. Ориентиры развития к концу первого года жизни ребенка. Обучающиеся могут научиться:

визуально контактировать с близким педагогическим работником в процессе телесных игр;

прослеживать взглядом за матерью и ее указательным жестом;

поддерживать контакт глаза в глаза, проявлять "комплекс оживления" (улыбку и вербализацию) в процессе взаимодействия с близким педагогическим работником;

уметь посылать матери сигналы, ориентирующие на приглашение к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка);

ориентированию поведения на режимные моменты: процесс питания, бодрствования и сна.

36.1.4. При формировании предметно-игровых действий у обучающихся от 2 месяцев до 1 года:

стимулировать раскрытие руки из позы свернутости путем использования теплых салфеток, легкого поглаживания руки ребенка;

создавать условия для развития хватания (отрабатывая различные виды захвата) и удержания игрушки в руке;

вызывать двигательную активность на интересный, новый, яркий предмет (игрушку), учить тянуться рукой к этому предмету.

формировать противопоставление большого пальца другим пальцам руки при захвате погремушки;

учить рассматривать игрушку в своей руке, перекладывая ее из одной руки в другую, выполнять с ней специфические манипулятивные действия.

36.1.5. Ориентиры развития к концу первого года обучения. Обучающиеся могут научиться:

захватывать и удерживать игрушку, противопоставляя большой палец руки остальным;

перекладывать игрушку из одной руки в другую, производить с ней специфические манипулятивные действия.

36.1.6. В области социального развития и коммуникации обучающихся от 1-го года до 1-го года 6-ти месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:

создать условия для возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта, уверенности и раскрепощенности в новом пространстве (использовать тихую музыку как основу для проведения с детьми совместных действий);

формировать аффективно-личностные связи у ребенка с близкими, педагогическими работниками как основу возникновения представлений образа себя;

формировать интерес к совместным действиям с новым педагогическим работником (педагогом) в процессе обыгрывания разнообразных игрушек, игр и игрушек-забав;

формировать умения (проявлять действия) откликаться на свое имя;

формировать понимание жестовой инструкции педагогического работника с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом;

формировать умения откликаться на свое имя (показывать рукой на себя);

создавать ситуации для взаимодействия с другими детьми, совершенствовать умения играть рядом с детьми, использовать невербальные средства общения (жесты, предметно-игровое взаимодействие);

совершенствовать эмоционально-деловое сотрудничество с педагогическим работником в процессе игрового и речевого общения, вызывать интерес к песенкам, потешкам, считалкам, развивая внимание ребенка к общению;

формировать навыки социального поведения: умения выполнять элементарные действия в процессе выполнения режимных моментов;

36.1.7. В области социального развития и коммуникации обучающихся от 1-го года 6-ти месяцев до 2-х лет основными задачами образовательной деятельности являются:

совершенствовать интерес ребенка к взаимодействию с новым педагогическим работником (педагогом) в процессе эмоционального общения и совместных предметно-игровых действиях;

вызывать интерес к совместным действиям с другими детьми в ситуации, организованным педагогическим работником (внимание, направленное на другого ребенка, положительное эмоциональное отношение к нему, инициативные действия положительного характера, направленные на другого ребенка;

совершенствовать умения откликаться на свое имя, называть свое имя;

обучать умениям выделять (показывать) по речевой инструкции педагогического работника свои основные части тела и лица (покажи, где глазки, ручки, ножки);

формировать адекватное поведение на выполнение режимных моментов: переключаться от одного вида действий к другому, от одного места проведения занятия к другому (от занятия в игровой зоне к занятиям в учебной зоне и музыкальном зале);

36.1.8. В области социального развития и коммуникации обучающихся от 2-х лет до 2-х лет 6-ти месяцев основными задачами образовательной деятельности являются:

совершенствовать умения действовать совместно с другими детьми, действовать по подражанию педагогическому работнику и другим детям;

совершенствовать понимание жестовой инструкции педагогического работника с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом, умение называть имя педагогического работника;

учить называть по имени педагогических работников и обучающихся, называть себя по имени, откликаться и называть себя в уменьшительно-ласкательной форме свое имя;

обучать умениям выделять (показывать) по речевой инструкции педагогического работника свои основные части тела и лица (покажи, где голова, нос, уши, живот);

обучать использовать коммуникативные средства общения с педагогическим работником (жесты, слова: "привет, пока, на, дай");

формировать умения использовать жесты и слова при взаимодействии с педагогическим работником и с другими детьми в различных ситуациях;

обучать ориентироваться на оценку педагогического работника своих действий, регулировать свое поведение с учетом этой оценки;

совершенствовать элементарные навыки социального поведения (слушать педагогического работника, выполнять действия по показу, подражанию и элементарную речевую инструкцию), адекватно вести себя на подгрупповых занятиях (не мешать другому ребенку, обращаться с просьбой, не отнимать игрушки и предметы, обмениваться и действовать по очереди), подчиняться режимным моментам, проявлять самостоятельность в быту;

36.1.9. В области социального развития и коммуникации обучающихся от 2-х лет 6-ти месяцев до 3-х лет:

совершенствовать у обучающихся умения откликаться на свое имя и называть себя по имени;

формировать понимания жестовой инструкции педагогического работника с речевым сопровождением, используя элементарные жесты во взаимодействии с педагогом, умение называть имя педагогического работника;

обучать положительному восприятию других детей (инициативные действия положительного характера), выполнять совместные действия с ними;

развивать интерес к совместным действиям с другими детьми в ситуации, организованной педагогическим работником (активным движениям, музыкальным играм, предметно-игровым, продуктивным видам деятельности);

обучать пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека, движения рукой, телом и глазами;

формировать умения использовать коммуникативные средства общения, направленные на обучающихся;

формировать умения пользоваться невербальными и вербальными средствами общения, направленные на педагогического работника и других детей в различных ситуациях; воспитывать потребность в речевых высказываниях с целью общения с педагогическим работником и другими детьми, давая им возможность тактильно почувствовать голосовые реакции педагогических работников;

адекватное поведение в быту, на занятиях, подчинение режимным моментам в группе.

36.1.10. Обучающиеся могут научиться:

проявлять интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;

вставлять плоские фигурки в прорези на доске (при выборе из двух);

пользоваться ложкой как основным и вспомогательным орудием.

откликаться на свое имя, называть его;

показывать по речевой инструкции педагогического работника свои основные части тела и лица (глаза, нос, ноги, руки, уши);

использовать коммуникативные средства общения с педагогическим работником (жесты, слова: "привет, пока, на, дай");

понимать и использовать жесты и слова с педагогическим работником.

36.1.11. При формировании игры основными задачами являются:

совершенствовать умения ставить игрушку (предмет) на определенное место;

закрепить умение удерживать предметы (игрушки) двумя руками и выпускать их из рук, отдавая педагогическому работнику (позже другому ребенку);

учить обучающихся брать предметы (игрушки) щепотью (тремя пальцами) одной руки ("посадим зверей в тележку", "посадим елочки", "расставим матрешек", "опустим фасоль в бутылочку");

продолжать учить снимать и нанизывать шарики и (или) колечки на стержень без учета размера;

учить вставлять в прорези коробки соответствующие плоскостные фигурки (доски Сегена, "зоопарк");

вызывать интерес к объемным формам, учить опускать объемные геометрические фигуры в разнообразные прорези коробки (выбор из 2 - 3 форм);

учить использовать музыкальную игрушку, нажимая на разные кнопки указательным пальцем и прослушивая разные мелодии;

учить доставать предметы и игрушки (рыбок, шарики, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки, формируя взаимодействие обеих рук;

способствовать формированию умения действовать ложкой как орудием, пересыпая ею сыпучие вещества;

создавать ситуации для овладения детьми различными предметно-игровыми действиями с сюжетными игрушками ("Зайка прыгает по кочкам", "Мишка топает по лесенке", "Перевезем игрушки", "Покормим кукол", "Покатай матрешку в тележке").

36.1.12. Обучающиеся могут научиться:

проявлять интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;

вставлять плоские фигурки в прорези на доске (при выборе из двух);

пользоваться ложкой как основным и вспомогательным орудием.

36.1.13. Основополагающим содержанием раздела "Социально-коммуникативное развитие" является формирование сотрудничества ребенка с педагогическим работником и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста области социального развития и коммуникации являются:

совершенствовать потребность в эмоционально-личностном контакте с педагогическим работником;

формировать интерес к ситуативно-деловому контакту с педагогическим работником;

обучать обучающихся первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка с педагогическим работником в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям педагогического работника);

совершенствовать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем в процессе общения с педагогическим работником;

совершенствовать умения выполнять элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

формировать у обучающихся умения адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения;

учить обучающихся наблюдать за предметно-игровыми действиями педагогического работника и воспроизводить их при поддержке педагогического работника, подражая его действиям;

учить обыгрывать сюжетные и дидактические игрушки;

воспитывать у обучающихся интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогическим работником;

воспитывать у обучающихся эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

воспитывать у обучающихся интерес к подвижным играм;

учить обучающихся играть рядом, не мешая друг другу;

формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;

формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи;

формировать представления о своем "Я", о своей семье и о взаимоотношениях в семье;

воспитывать самостоятельность в быту: учить обучающихся обращаться к педагогическим работникам за помощью, формировать навык опрятности; учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми, учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой, формировать навык аккуратной еды - пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом, учить пользоваться носовым платком, формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой, учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля;

36.1.14. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:

формировать у обучающихся способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);

продолжать формировать у обучающихся представления о себе и о своей семье;

продолжать формировать у обучающихся представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;

учить обучающихся узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях;

закрепить у обучающихся умения выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы);

учить обучающихся показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы;

учить обучающихся определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают;

формировать у обучающихся адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку;

учить обучающихся наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких детей;

учить обучающихся эмоционально положительно реагировать на других детей и включаться в совместные действия с ним;

воспитывать у обучающихся потребность в любви, доброжелательном внимании значимых педагогических работников и обучающихся;

формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния окружающих (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

закрепить умение называть свое имя и фамилию, имена родителей (законных представителей), педагогических работников и других детей;

учить обучающихся называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок);

формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта;

учить обучающихся обращаться к другим детям с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями ("Давай будем вместе играть", "Дай мне игрушку (машинку)";

продолжать формировать у обучающихся коммуникативные умения - приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу - доброжелательно взаимодействовать;

учить обучающихся осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности других детей;

формировать у обучающихся потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности других детей (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной);

36.1.15. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие);

формировать у обучающихся умение играть в коллективе детей;

продолжать формировать у обучающихся умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей;

учить обучающихся передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление);

учить обучающихся предварительному планированию этапов предстоящей игры;

продолжать учить обучающихся отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей;

учить обучающихся использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

продолжать развивать у обучающихся умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории;

учить обучающихся распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;

формировать у обучающихся элементарную самооценку своих поступков и действий;

учить обучающихся осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих;

учить обучающихся замечать изменения настроения, эмоционального состояния педагогического работника, родителей (законных представителей), других детей;

формировать у обучающихся переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, выражение радости);

формировать у обучающихся отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам общения и поведения;

формировать у обучающихся умения начинать и поддерживать диалог с педагогическим работником, детьми;

формировать у обучающихся простейшие способы разрешения возникших конфликтных ситуаций;

обучать обучающихся навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к другому ребенку с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности;

продолжать формировать у обучающихся желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек; кормление и уход за животными и растениями в живом уголке; сервировка стола, уборка посуды; уход за территорией; влажная уборка помещения в Организации и дома; посадка лука и цветов в Организации, на приусадебном участке).

36.1.16. Обучающиеся могут научиться:

передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);

здороваться при встрече с педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании;

благодарить за услугу, за подарок, угощение;

адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;

проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

замечать изменения настроения родителей (законных представителей), педагогического работника или других детей;

начинать и поддерживать диалог с другими детьми, родителями (законными представителями), педагогическим работником;

владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить педагогического работника, уступить другому ребенку).

36.1.17. В области воспитания самостоятельности в быту (формирования культурно-гигиенических навыков) основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся обращаться к педагогическим работникам за помощью;

формировать навык опрятности;

учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми;

учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой;

формировать навык аккуратной еды - пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;

учить пользоваться носовым платком;

формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой;

учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля.

36.1.18. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:

продолжать работу с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков;

воспитывать у обучающихся навыки опрятности и умение правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу;

продолжать закреплять у обучающихся навык умывания;

учить обучающихся мыть ноги перед сном;

закреплять у обучающихся навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, салфеткой;

учить обучающихся красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пишу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды;

приучать обучающихся в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность - часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к педагогическим работникам;

познакомить обучающихся с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды - пользование "молнией", кнопками, застежками, "липучками", ремешками, пуговицами, крючками, шнурками;

учить обучающихся пользоваться расческой;

формировать у обучающихся навык ухода за полостью рта - полоскание рта после еды, чистка зубов утром и вечером;

закрепить у обучающихся умение обращаться за помощью к педагогическому работнику, учить помогать друг другу в процессе одевания - раздевания;

учить обучающихся вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов - предложить друг другу стул, поблагодарить за помощь, завязать платок, застегнуть пуговицу;

воспитывать у обучающихся навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

36.1.19. Обучающиеся могут научиться:

пользоваться унитазом;

самостоятельно надевать штаны и колготы после пользования туалетом, выходить из туалета одетыми;

засучивать рукава без закатывания;

мыть руки мылом, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло;

вытирать руки насухо, развертывая полотенце;

есть ложкой, правильно держать ее в правой руке (в левой для левшей) между пальцами, а не в кулаке;

набирать в ложку умеренное количество пищи;

подносить ложку ко рту плавным движением;

есть не торопясь, хорошо пережевывая пишу;

помогать хлебом накладывать пищу в ложку;

пользоваться салфеткой;

благодарить после еды;

самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь, рубашку, кофту, платье;

самостоятельно снимать верхнюю одежду;

аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

правильно надевать обувь, различать правый и левый ботинок;

регулярно причесываться;

чистить зубы и полоскать рот после еды.

36.1.20. При обучении хозяйственному труду обучающихся среднего дошкольного возраста являются основными задачами являются:

воспитывать у обучающихся желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда;

учить обучающихся замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его;

формировать у обучающихся практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде (цветнике), а также в уходе за растениями и животными;

создать условия для овладения детьми практическими действиями с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

учить обучающихся планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствии с необходимыми трудовыми затратами;

учить обучающихся взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений;

воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.

36.1.21. При обучении хозяйственному труду обучающихся у обучающихся старшего дошкольного возраста:

закреплять у обучающихся желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда;

продолжать формировать умения наводить порядок в своей одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;

формировать у обучающихся практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка;

продолжать учить обучающихся практическим действиям с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

учить обучающихся выполнять свои практические действия в соответствии с планом занятий и с учетом режимных моментов;

расширять способы сотрудничества обучающихся в процессе выполненной работы;

учить обучающихся бережному отношению к орудиям труда;

воспитывать самостоятельность и активность обучающихся в процессе трудовой деятельности.

36.1.22. Обучающиеся могут научиться:

получать удовлетворение от результатов своего труда;

наводить порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;

пользоваться знакомым рабочим инвентарем;

ухаживать за растениями дома и на участке;

выполнять элементарные действия по уходу за домашними животными;

сотрудничать с другими детьми при выполнении определенных поручений;

выполнять обязанности дежурного по группе;

передавать друг другу поручения педагогического работника;

давать словесный отчет о выполненной работе;

бережно относиться к орудиям труда, к результатам своего труда и труда педагогических работников;

оказывать помощь нуждающимся в ней педагогических работников и детям.

36.1.23. При формировании игры. Основными задачами образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся наблюдать за предметно-игровыми действиями педагогического работника и воспроизводить их при поддержке педагогического работника, подражая его действиям;

учить обыгрывать игрушки;

воспитывать у обучающихся интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогическим работником;

воспитывать у обучающихся эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

воспитывать у обучающихся интерес к подвижным играм;

учить обучающихся играть рядом, не мешая друг другу.

36.1.24. При формировании игры. Основными задачами образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста являются:

учить обучающихся воспроизводить цепочку игровых действий;

учить вводить в игру элементы сюжетной игры;

учить обучающихся играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры;

учить принимать на себя роль (матери, отца, бабушки, шофера, воспитателя, музыкального работника, доктора, продавца);

учить обучающихся наблюдать за деятельностью педагогических работников, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях;

познакомить обучающихся с нормами поведения в ходе новых для обучающихся форм работы - экскурсии, походы в магазин, в медицинский кабинет;

формировать у обучающихся адекватные формы поведения в воображаемой ситуации ("Это магазин, а Маша - продавец", "Коля ведет машину. Коля - шофер. А все мы - пассажиры, едем в "детский сад");

учить обучающихся участвовать в драматизации сказок с простым сюжетом.

36.1.25. При формировании игры. Основными задачами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста являются:

формировать у обучающихся умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

обогащать представления обучающихся о взаимоотношениях между людьми;

формировать в игре представления о содержании деятельности педагогических работников на основе наблюдений за их трудом;

учить обучающихся решать в игре новые задачи: использовать предмет-заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры;

учить обучающихся осуществлять перенос усвоенных игровых способов действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

активизировать самостоятельную деятельность обучающихся, насыщая сюжет игровыми ситуациями;

учить обучающихся самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности;

закрепить умение обучающихся драматизировать понравившиеся им сказки и истории;

формировать у обучающихся умение играть в коллективе детей;

продолжать формировать у обучающихся умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей;

учить обучающихся передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление);

учить обучающихся предварительному планированию этапов предстоящей игры;

продолжать учить обучающихся отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей;

учить обучающихся использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

продолжать развивать у обучающихся умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории.

36.1.26. Обучающиеся могут научиться:

играть с желанием в коллективе детей;

передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);

отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное детьми в процессе экскурсий и наблюдений;

участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх ("Семья", "Магазин", "Больница", "Парикмахерская", "Почта", "Аптека", "Цирк", "Школа", "Театр");

передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;

использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры;

самостоятельно выбирать настольно-печатную игру и партнера для совместной деятельности;

участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов;

проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе детей.