20.6. Содержание абилитационной программы
Направлениями и содержанием деятельности Организации по оказанию квалифицированной поддержки семьи слепого ребенка младенческого и раннего возраста в рамках абилитационной программы выступают:
20.6.1. Социально-педагогическое сопровождение семьи реализуется социальным педагогом в сотрудничестве с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительское направление: правовое просвещение родителей (законных представителей) слепого ребенка по вопросам законодательных прав обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам организации обучения слепых обучающихся.
Методы: консультации (очная, дисстанционная формы), привлечение родителей (законных представителей) к публичному обсуждению проблем общей направленности в малых группах заинтересованных лиц, беседы.
2. Диагностическое направление: изучение социального статуса родителей (законных представителей) с целью выявления воспитательного потенциала для уточнения стратегии и (или) тактики взаимодействия с родителями (законными представителями).
Изучение запросов родителей (законных представителей), касающихся разных сторон жизнедеятельности слепого ребенка, с целью корректирования содержания профессиональной поддержки и сопровождения ребенка.
Методы: анкетирование родителей (законных представителей), беседы.
3. Организационно-педагогическое направление: расширение социальных контактов семьи. Оказание родителям (законным представителям) помощи в установлении контактов с семьями, также воспитывающими слепого ребенка (обучающихся), имеющих опыт воспитания ребенка с инвалидностью, с ОВЗ. Организация досуговых мероприятий с вовлечением и участием в них сопровождаемой семьи. Организация знакомств (практическое, виртуальное) родителей (законных представителей) с детским садом для изучения условий для получения образования детьми с нарушением зрения.
Методы: организаторская деятельность, беседы с родителями (законными представителями), консультации.
20.6.2. Психологическое сопровождение семьи слепого ребенка реализуется педагогом-психологом по следующим направлениям:
1. Психотерапевтическое направление: психотерапия родителей (законных представителей) (по их запросу).
Деятельность педагога-психолога направлена на преодоление родителями (законными представителями) состояния эмоционально-личностного неблагополучия как ответной реакции на факт слепоты ребенка.
Методы: родительский тренинг, консультирование.
2. Деятельностно-профилактическое направление: профилактика и при необходимости психокоррекция негативных межличностных отношений между педагогическим работником, членами семьи и межличностных детско-родительских отношений, выступающих неблагоприятным эмоциональным фоном личностного развития слепого ребенка. Целевая установка деятельности специалиста - актуализация родителями (законными представителям) чувства сопричастности и ответственности за личностное становление ребенка, освоение ими семейных межличностных отношений в системе координат "педагогический работник - педагогический работник", "педагогический работник - ребенок", "зрячий - слепой", "слепой - зрячий", востребованных слепым ребенком.
Методы: "Детско-родительский" тренинг, тренинг "Активного слушания", тренинг "Эмоционального реагирования", мини-лекции и тематические сообщения.
3. Консультативно-диагностическое направление: изучение, выявление стиля семейного воспитания слепого ребенка для корректировки стратегии и тактики сопровождения семьи в повышении ею аксиологического и когнитивно-деятельностного компонентов воспитательного потенциала семьи.
Методы: анкетирование, тестирование, наблюдение; разработка поведенческой Программы "Корректировка детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания".
20.6.3. Педагогическое сопровождение семьи осуществляется специалистами по вопросам развития и воспитания слепых обучающихся по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительское направление: информирование родителей (законных представителей) об особенностях развития слепых обучающихся, о возможных и допустимых сроках возрастных достижений слепого ребенка:
на основе слухового восприятия тянется к предмету (ориентировка на слух) - конец первого, начало второго года жизни;
способность самостоятельно найти предмет, выпавший из рук, - конец первого года жизни;
способность использовать постоянные метки для ориентации в пространстве; свободная ходьба - второе полугодие второго года жизни;
речевое развитие по возрасту, но осмысленное применение первых слов несколько отсрочено; использование речи для установления контакта с внешним миром; проявление собственной воли - конец второго года жизни.
Ориентирование родителей (законных представителей) в информационных источниках по вопросам развития и воспитания слепых обучающихся разных возрастных групп, особых образовательных потребностях обучающихся этой категории и условий их удовлетворения.
Методы: организация участия родителей (законных представителей) в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в Организации, подготовка и предоставление родителям (законным представителям) информационных листов, тематические беседы-консультации родителей (законных представителей), беседы-обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями (законными представителями) просмотр видеоматериалов о развитии слепых обучающихся с последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией.
2. Консультативно-диагностическое направление: информирование и консультирование родителей (законных представителей) по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития.
Методы: индивидуальные консультации семьи.
Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи).
Консультирование семьи по вопросам:
а) роли родителей (законных представителей) в ранней социализации слепого ребенка (развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми);
б) самовоспитания зрячих родителей (законных представителей) (преодоление ими трудностей эмоционального общения со слепым ребенком);
в) особых образовательных потребностей слепых обучающихся, педагогических условий и средств их удовлетворения;
г) организации предметной, предметно-пространственной среды мест жизнедеятельности слепого ребенка с обеспечением ему доступности для:
контактного (слухового) познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами;
самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности;
безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве;
освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности и на этой основе свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве;
д) актуализации и обогащения у слепого ребенка слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных (при условии сохранной способности глубоко нарушенной зрительной системы к функционированию на уровне светоощущения или на уровне элементарного форменного зрения) ощущений и восприятий;
е) требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта слепого ребенка, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки;
ж) выбора игрушек для слепого ребенка; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка;
з) организации режима дня ребенка и специфики отдельных компонентов:
кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи;
организация бодрствования, игры и занятия с ребенком;
и) особенностей физического развития ребенка:
физическое здоровье и физическое развитие ребенка;
охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, тактильных ощущений, осязания, обоняния, вкуса, зрения);
повышение двигательной активности, развитие мобильности ребенка в знакомом пространстве;
освоение ребенком способов передвижения: ползанье, ходьба;
развитие осанки, моторики рук;
предвестник трости и трость для слепого ребенка;
к) особенностей речевого развитие ребенка:
необходимые условия доречевого и речевого развития ребенка;
речедвигательные умения ребенка, технологии их развития;
чувственная основа речи ребенка;
речевая среда ребенка: требования к речи педагогического работника, социума, окружающего слепого ребенка;
словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения;
условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих, опыта эмоционального реагирования;
речевая активность ребенка, технологии ее поддержки;
тактильная книга и развитие речи ребенка;
л) обеспечения познавательного развития ребенка:
организация познания слепым ребенком окружающей действительности;
познание ребенком действительности с опорой на слух и слуховое восприятие;
познание ребенком действительности с опорой на осязание;
познание ребенком действительности с опорой на тактильные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения;
роль педагогического работника в познавательном развитии слепого ребенка;
требования к речи педагогического работник как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности;
м) обеспечения социально-предметного развития:
условия и средства знакомства слепого ребенка с предметами окружающей действительности;
формирование предметных представлений (единичных и общих) у слепого ребенка;
педагогические подходы и приемы к расширению у слепого ребенка знаний об окружающем мире;
н) музыка в жизни слепого ребенка.
Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.
3. Интерактивное дидактико-ориентированное направление: помощь и поддержка родителей (законных представителей) в освоении умений практического взаимодействия со слепым ребенком в системе координат "зрячий - слепой", "слепой - зрячий".
В сфере практического взаимодействия со слепым ребенком педагогическому работнику следует придерживаться следующих позиций:
а) отсутствие или нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной);
б) детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих;
в) во взаимодействии со слепым приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.
Педагогическим работникам следует знать:
приемы обучения ребенка движениям и действиям: прием прямого обучения -"мои руки учат руки ребенка", прием опосредованного обучения - "мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам";
двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;
требования к организации "рабочей зоны" предметной (игровой, бытовой, познавательной) деятельности, орудийных действий с обеспечением ее стабильности.
Требования к педагогическому работнику:
рефлексия и поведение (поведенческие реакции) педагогического работника в общении с ребенком с обеспечением "субъектно-субъектной" модели;
освоение педагогическим работником (ближайший социум ребенка) определенного опыта проявления себя в действительности (передвижение: ползанье, ходьба, бег, пространственная ориентировка без трости и с ней, предметно-объектная ориентировка) в условиях моделирования ситуации слепоты (повязка из плотной ткани на глазах);
практическое освоение родителями (законными представителями) и умений стимуляции и развития у ребенка тактильных ощущений, слуха, остаточного зрения;
в условиях взаимодействия педагогического работника и родителей (законных представителей) путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители (законные представители) осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности для развития слепого ребенка и укрепления эмоциональной близости между слепым ребенком и зрячими родителями (законными представителями).
а) игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия, в которых родители (законные представители), осваивая игры этой направленности, осознают свою особую роль в поддержании эмоционального благополучия слепого ребенка;
б) игры, ориентированные на развитие объединенного внимания слепого ребенка и зрячего родителя, помогают участникам осваивать опыт совместного сосредоточения на объектах окружения, совместного наблюдения;
в) игры, стимулирующие речевое развитие ребенка, направлены на развитие рече-слухо-двигательной координации, обеспечивают своевременное развитие компенсаторных механизмов, связанных с речевым развитием слепого ребенка, освоение им способности к подражанию на основе взаимодействия между педагогическим работником и ребенком по извлечению звука;
г) игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у слепого ребенка слухо-двигательной координации;
д) игры на обогащения тактильных ощущений у слепого ребенка.
20.6.4. Психолого-педагогическое сопровождение слепого ребенка:
1. Психокоррекционное сопровождение слепого ребенка. Направленность деятельности психолога-педагога:
коррекция поведенческих реакций у слепого ребенка с аутичными чертами с развитием возрастных коммуникативных функций, преодолением ребенком преобладания стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной;
коррекция базовых психических функций, развитие которых осложнено поражением центральной нервной системы (далее - ЦНС) (сочетанность нарушений).
2. Компенсаторно-развивающее сопровождение слепого ребенка тифлопедагогом. В данном разделе реализуются компенсаторно-адаптивные программы с учетом тифлопедагогической диагностики ребенка:
адаптивная программа "Развитие слуха и слухового восприятия";
адаптивная программа "Развитие тактильных ощущений и осязания";
адаптивная программа "Развитие моторного поведения";
коррекционно-развивающая программа "Развитие остаточного зрения".
Рекомендации родителям (законным представителям):
а) в течение дня следует разговаривать с ребенком о его ощущениях, которые вызывают различные звуки и шумы, называть и описывать различные звуки, с которыми он соприкасается или действует, которые слышит; о его ощущениях, которые вызывают различные предметы; называть и описывать различные текстуры предметов, с которыми он соприкасается или действует;
б) познакомиться с основным содержанием адаптивных программ и коррекционно-развивающей программы;
в) в занятиях с ребенком использовать игры, игровые задания, проводить занятия, аналогичные наблюдаемым занятиям учителя-дефектолога по развитию слуха и слухового восприятия ребенка;
г) в процессе выполнения ребенком упражнений следует следить за его физическим состоянием, предлагая доступную нагрузку, за эмоционально-психическим состоянием, с тем чтобы выполнение упражнений приносило удовольствие и радость ребенку; при выраженном протесте ребенка - упражнение стоит прекратить;
д) предварительное знакомство ребенка с атрибутами для выполнения упражнений;
е) важно, чтобы ребенок на уровне возрастных возможностей знал название пальцев рук, был способен к их дифференциации;
ж) ребенок должен быть изначально правильно обучен тому, что зрячий постигает путем подражания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей